Обилие разнообразных критериев на деле препятствует доступу многих, прежде всего небольших, банков к реализации государственных программ, к государственным и корпоративным закупкам и приводит к искусственному ограничению конкуренции. Кредитный же рейтинг по национальной рейтинговой шкале должен стать интегральным и достаточным критерием отбора, который уже включает в себя характеристики финансовой устойчивости, в том числе размер капитала. Единый критерий исключит необходимость формального подстраивания под прочие излишние требования.
Законопроектом предлагается наделить правительство и Банк России правом устанавливать уровень кредитного рейтинга, которому банк должен соответствовать для доступа к госсредствам – ресурсам госкомпаний и госкорпораций, публично-правовых компаний, стратегических предприятий ОПК, счетам эскроу, пенсионным накоплениям. Расширение числа банков-участников госпрограмм повысит конкуренцию, эффективность их реализации и снизит стоимость.
«Мы рассчитываем на то, что расширится число участников разных государственных программ, а это приведет к конкуренции за участие в таких программах, соответственно, они будут реализовываться эффективнее и снизится их стоимость. Кроме того, когда размер капитала не будет определяющим критерием, повысится конкурентоспособность региональных банков, что в свою очередь будет способствовать развитию российских регионов», — отмечает Анатолий Аксаков.
В Банке России указывали, что в зависимости от типа госпрограммы могут быть использованы разные уровни рейтингов с учетом существующих рисков. Правительство будет вправе устанавливать дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга и определять случаи, при которых этот критерий не применяется. Кроме того, правительство сможет определять лимиты размещения средств госкомпаний и госкорпораций в банке зависимости от его уровня кредитного рейтинга.
Законопроект был подготовлен при участии экспертов Ассоциации банков России.
24 января 2025 года
22 января 2025 года