Ассоциация региональных банков России стала одним из организаторов программы по повышению уровня деловой компетенции банкиров. Что это за программа?
- Некоторое время назад мы в Ассоциации обратили внимание на то, что сегодня, в условиях кризисных явлений в финансовом секторе, важным элементом управления является способность руководителей и собственников финансовых институтов взвешенно принимать решения. Для этого им нужны дополнительные знания. На эти вопросы, в принципе, также обратил внимание Центральный Банк.
Три года назад, в декабре 2012 года, проведя анализ финансового кризиса 2008-2009 годов, Банк России издал Указание № 193-Т «О Методических рекомендациях по разработке кредитными организациями Планов восстановления финансовой устойчивости», согласно которому банки должны разработать собственные планы самооздоровления, включающие стратегию деятельности на длительный период. У собственников и топ-менеджеров должны быть выработаны ориентиры, которые они планируют достичь в ходе развития своих кредитных организаций. Сюда входит и капитал, и все прочие показатели.
Несомненно, экономические условия на рынке, ситуация вокруг конкретного банка меняются, и поэтому на каждый год кредитное учреждение должно вносить изменения в годовой бизнес-план, но при этом продолжать развитие основываясь на долговременных целевых ориентирах. На это обратила внимание и глава Центрального Банка Эльвира Набиуллина, когда только заняла свой пост. В принципе, это являлось своего рода стратегическим указанием. Сегодня многие кредитные институты испытывают проблемы с оценкой рынка, своей клиентской базы, сегмента, в котором они работают - ритейл ли это или корпоративный сектор.
Все это говорит о том, что зачастую в банках нет устойчивой стратегии действий, происходит метание и брожение. И в этой ситуации Ассоциация считает целесообразным провести семинары для собственников и топ-менеджеров банков, на которых бы разъяснялось, что можно и нужно сделать для того, чтобы снизить издержки, разработать ориентиры, позволяющие четко структурировать внутреннюю систему банка.
Также важно построить работу с персоналом - заново подтвердить специализацию сотрудников, провести аттестацию и, возможно, сертификацию, то есть оценить уровень знаний и компетенции. Все это необходимо для повышения производительности труда. Замечу, что в последнее время во многих больших кредитных организациях уже давно стремятся предусмотреть в трудовых контрактах пункт о самообразовании сотрудника, вводят собственные образовательные программы для топ-менеджеров, направленные на внедрение новых методов и современных способов ведения банковского бизнеса. Ассоциация предложила Центральному Банку на базе главных управлений ЦБ в федеральных округах организовать и провести серию семинаров, на которых наши специалисты, специалисты Всемирного банка, специалисты Института Адизеса расскажут собственникам о том, как в условиях кризиса построить модель более эффективного бизнеса, как можно структурировать бизнес, как можно оценить ситуацию и насколько быстро можно и нужно реагировать на изменение конъюнктуры. Например, по теории Адизеса любая компания, как и человек, испытывает различные циклы своего роста, возмужания, старения и, будем говорить откровенно, сталкивается с проблемой возможной деградации. Это жизнь, она касается и бизнеса. И поэтому некоторые элементы теории мы хотим предложить практикам от бизнеса. Мы считаем, что это очень полезно. Это некий элемент высшей финансовой грамотности для руководителей и собственников. Мы считаем это ключевым фактором, который влияет на финансовую устойчивость и устойчивое развитие банка, а также одновременно повышает производительность труда сотрудников и снижает издержки. Вот наша задумка.
И мы получили согласие Центрального Банка на проведение этих семинаров. Руководители главных управлений и специалисты Банка России заинтересованы в общении с собственниками банков, чтобы из первых рук дать им информацию о модели взаимоотношений регулятора с банками, потому что его требования капиталу становятся все жестче, идет усиление надзора. При этом свободного доступа к ликвидности все меньше. Банкам нужно рассказать о том, что в таких условиях поможет сделать бизнес эффективным.
– Как в обществе в целом, так и в банковских кругах все чаще говорят о финансовой грамотности потребителей. Но есть мнение, что финансовая грамотность не является делом первоочередной важности для человека. Он эмоционально не готов идти учиться финансовой грамотности. И только когда жареный петух клюнет, он может позвонить кому-то, кого он считает авторитетом по этому вопросу, и что-то спросить. Но вот так специально идти и специально получать знания по этому предмету готов, наверное, минимальный процент населения. А что с банкирами и собственниками банков? Есть подозрение, что это ровно такая же история.
– Возможно, да - та же самая история. Почему? Потому что, на самом деле, отдельно взятый банкир не стремится рассказать вслух о том, что у него есть проблемы. И, наверное, это правильно. Потому что это сразу же напугает клиентов банка, его акционеров и так далее. Мы считаем, что здесь как раз полезно создать площадку для взвешенного профессионального общения. В данном случае - в формате выступлений и последующих дискуссий специалистов и банкиров. Конечно, мы не ждем, что после такого общения все банкиры сразу побегут заниматься оптимизацией бизнеса и его новым стратегическим планированием. Но мы им хотим дать пищу для размышлений, донести необходимость изменений в управленческих подходах. Они же все боятся афишировать то, что они нуждаются в дополнительных знаниях. В том числе - по психологии банковского бизнеса, психологии общения и коммуникациям с клиентами.
Поэтому, когда возникла идея сделать программу на базе Банка России в виде донесения до слушателей методических рекомендаций регулятора, этот формат показался вполне комфортным. Банкиры просто должны выслушать информацию, принять ее к сведению, а дальше уже сами принимать решение. В том числе - используя советы представителей Всемирного банка и Института Адизеса.
Банк России ведь, в принципе, никого не заставляет досконально следовать этим рекомендациям, но обращает внимание, что они очень полезны с учетом текущей ситуации, имеющегося уровня качества работы банковских сотрудников, все возрастающих регулятивных требований. Если банкиры смогут пройти текущий непростой экономический этап без дополнительных знаний – это их счастье, а если чувствуют, что не смогут, то должны стремиться к поискам и пониманию современных путей решения вопросов. В том числе и тех, которые ставит регулятор.