Выступая на первой российско-французской конференции по медиации, Дмитрий Шестаков отметил важность медиативного элемента по разрешению споров на финансовом рынке, в том числе в деятельности по разрешению споров между банками и их клиентами-физическими лицами.
Сегодня в России параллельно обсуждается создание двух демократических институтов гражданского общества по разрешению споров - финансового омбудсмена и финансового медиатора. Не запутает ли это потребителей?
Дмитрий Шестаков дал ответ на этот вопрос. Согласно международной практике, институты омбудсмена и медиатора – это альтернативные формы разрешения конфликтов с участием третьей беспристрастной стороны. Миссией медиатора является участие в переговорах между сторонами и содействие достижению взаимовыгодного соглашения. Что касается омбудсмена, то его первоначальная миссия идентична с миссией медиатора. Но если стороны не достигают обоюдного согласия, то омбудсмен принимает решение, которое в некоторых странах является обязательным для сторон, а в некоторых - имеет, лишь консультативный характер.
При этом юрист подчеркнул, что сегодня российское законодательство о медиации позволяет сконструировать на базе банковских служб медиации будущий прообраз деятельности омбудсмена - интегрированную медиацию, когда посредник пытается выявить правовые позиции обеих конфликтующих сторон и предложить им наиболее устраивающее их компромиссное решение. По сути, медиатор должен по-новому посмотреть на конфликт и найти формулу примирения, считает Дмитрий Шестаков.
Как показывает международный опыт, в режиме такого рода медиативных (примирительных) процедур регулируется от 50 до 90 процентов споров.