Напомним, законопроект был внесен в Государственную Думу по инициативе Правительства РФ 25 ноября 2009 г. и к настоящему времени прошел стадию первого чтения. Анализ законопроекта, проведенный специалистами Ассоциации, позволил выявить ряд пробелов, противоречий и проблемных моментов.
В первую очередь, поправки прямо наделяют кредитные организации правом совмещения функций банков и клиринговых организаций.
Для этого в целях оперативности осуществления расчетов и для их надежности Центральному контрагенту дана возможность предоставлять право кредитными организациями, осуществлять клиринг и кредитование их участников по обязательствам, возникшим по договорам, заключенным на организованных торгах, при условии, что кредитная организация одновременно является клиринговой. (То есть у нее должна быть лицензия на проведения клиринговых операций).
Следующая поправка предлагает наделить Центрального контрагента (ЦК) правом управления клиринговым обеспечением и правом заключения с участниками клиринга сделок, обязательства по которым включены в клиринговый пул. В законопроекте не было четко определено кому ЦК оказывает свои услуги и какие именно, и соответственно от кого ЦК получает вознаграждение за свои услуги.
Кроме того, предлагаемые Ассоциацией «Россия» изменения закона о клиринге детализировали порядок и условия прекращения включенных в клиринговый пул обязательств путем приобретения (отчуждения) имущества, являющегося предметом таких обязательств, на организованных торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг, товарной биржей и (или) валютной биржей.
Поправки Ассоциации региональных банков России расширили область применения правил клиринга, включив в них условия проведения торгов, порядок регистрации сделок и процедуру соответствующего документооборота.
ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности", принятый в первом чтении