Они представили концепцию цифровой модели оперативно-розыскной деятельности (цифровой ОРД), которая позволит проверить информацию от банка о совершении подозрительных действий со счетом физлица, принять решение о блокировке средств, сформировать документы для возбуждения уголовного дела и направить уведомления об этом в банк, владельцу денежных средств и правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.
«На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой правовые методы, сформированные в офлайн мире, не успевают пресекать постоянно совершенствующуюся киберпреступность. Проблема заключается в сроках расследования и скорости совершения киберпреступлений. Мошенники выводят украденные деньги со счетов в течение часа, а возбуждение уголовного дела занимает от 3 до 30 суток, предварительное расследование – от 2 до 12 месяцев. При такой временной разнице между офлайн и онлайн вернуть украденные деньги не представляется возможным. Для эффективного противодействия злоумышленникам мы предлагаем подключить "цифру", которая помогла бы обнаружить подозрительную активность, блокировать средства на счете, собрать документы и передать их правоохранительным органам», - отметил Анатолий Козлачков, представляя новую модель правоотношений.
Для эффективного взаимодействия трех сторон - потерпевшего, банка и правоохранительных органов – предлагается ввести в уголовный процесс новый "цифровой субъект". Механизм взаимодействия будет выглядеть следующим образом. На основе анализа больших данных банк приходит к выводу о том, что находящиеся на счете денежные средства получены в результате мошеннических действий и их необходимо блокировать для возврата в дальнейшем законному владельцу. После этого он передаёт информацию и имеющиеся документы "новому цифровому субъекту", который их проверяет, анализирует, при необходимости запрашивает у банка информацию об отправителе денежных средств и принимает решение - снять блокировку со счета, если выводы банка необоснованны, или оставить блокировку счета в силе, направив при этом уведомления банку (о том, что подозрения обоснованы), владельцу счета (о блокировке и формировании материалов для возбуждения уголовного дела), правоохранительным органам (комплект документов для расследования).
«Такой алгоритм позволит заблокировать деньги на счете мошенника, дать правоохранительным органам всю необходимую информацию для возбуждения уголовного дела и обеспечить возможность вернуть украденные деньги потерпевшему. С момента передачи "новым цифровым субъектом" информации в правоохранительные органы действуют привычные для всех процедуры в рамках уголовного процесса, а блокировка должна приобрести статус ареста. Таким цифровым субъектом мы видим Финцерт. Его инфраструктура подходит для обмена информацией не только с банками, но и правоохранительными органами и физлицами», - пояснил Сергей Клименко.
Чтобы цифровая модель досудебного производства заработала, необходимы поправки в уголовно-процессуальный кодекс, чтобы Финцерт стал субъектом уголовного процесса.