Финансовый сектор входит в топ-5 отраслей, готовых к внедрению искусственного интеллекта, наряду с ИТ-отраслью и топливно-энергетическим комплексом. Банки применяют искусственный интеллект для автоматизации управления портфелями и рисками, для персонализированного обслуживания клиентов, оптимизации работы сотрудников, обнаружении мошенничества и предотвращении кибератак.
По данным Национального центра развития искусственного интеллекта при правительстве РФ, 44% российских финансовых организаций, использующих ИИ, оценивают экономический эффект от использования как существенный или многократный.
«При стремительном развитии моделей искусственного интеллекта, нельзя забывать о барьерах и рисках в сфере ИИ. 84% финансовых организаций на российском рынке указывают на недостаток квалифицированных специалистов как на ключевой барьер развития ИИ в финтехе», - отметил Анатолий Козлачков.
По данным международных экспертов, общедоступные данные для ИИ-моделей могут закончиться уже в 2026 году, а чрезмерное использование синтетических данных вызывает риски ухудшения качества результатов. Для повышения безопасности использования ИИ, специалисты предлагают контролировать каждый этап обучения ИИ-моделей. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов технические сбои, предвзятость данных ошибки в алгоритмах ИИ, отсутствие единого подхода к нормативному регулированию.
Анатолий Козлачков также обратил внимание на опросы участников российского финансового рынка, которые показывают, что подавляющее большинство крупных игроков готовы к различным видам регулирования ИИ (от рекомендательного подхода до расширенного специального регулирования), однако лидеры рынка категорически против любой формы регулирования.
«Сейчас только экспертное сообщество обсуждает проблему субъектности искусственного интеллекта, который уже внедрен в огромное количество бизнес-процессов не только в финансовых организациях, но и государственном управлении. На мой взгляд, года через два будет широко обсуждаться набор юридических проблем, возникших при взаимоотношении человека и искусственного интеллекта», - уверен Анатолий Козлачков.
Говоря о трендах применения искусственного интеллекта в российском финансовом секторе, он отметил доступность ИИ-решений для широкого круга пользователей и организаций, персонализацию предложений для клиента, включая анализ его поведения и эмоций, создание единой архитектуры хранения данных и внедрение централизованных процессов управления качеством данных, объединение финансовых и нефинансовых продуктов в одном интерфейсе с ИИ-помощниками и развитие чат-банкинга - интеграцией диалоговых интерфейсов в банковские операции.