Итоги заседания прокомментировал председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По его словам, «мы переживаем непростой период — пандемия наложила серьезный отпечаток, в том числе на денежно-кредитную политику Банка России».
Анатолий Аксаков отметил, что Банк России достаточно гибко отреагировал на возникшую ситуацию, несколько раз снижал ключевую ставку, доведя ее до рекордно низкого уровня в 4.25 процента, реализовал ряд других мер, в том числе макропруденциальных, для того, чтобы обеспечить финансовую стабильность и сохранить траекторию инфляции на предсказуемом и более правильном уровне с точки зрения задач развития экономики.
По словам Анатолия Аксакова, по сравнению с прошлыми периодами в этот раз в Основных направлениях ЕДКП Банк России существенно изменил подход к формированию сценариев развития российской экономики. Регулятор отмечает, что особенностью текущей экономической ситуации является масштабный перелом экономических трендов в России и в мире, который был вызван пандемией коронавируса, сопровождался резким изменением конъюнктуры нефтяного рынка, а также шоковыми колебаниями спроса и предложения. Анатолий Аксаков указал на то, что сценарии развития российской экономики в документе привязываются не к прогнозам цен на нефть, хотя нефтяные цены и объемы добычи присутствуют как один из факторов в сценарных условиях, а к влиянию пандемии коронавируса на траекторию восстановления спроса и на потенциальный выпуск.
В документе рассматриваются базовый сценарий развития событий и три альтернативных: проинфляционный, дезинфляционный и рисковый. «Такой подход представляется правильным, поскольку отражает более сложную и менее предсказуемую комбинацию факторов, влияющих на экономику в текущем периоде и на прогнозном горизонте», - считает Анатолий Аксаков.
Исключительно своевременной в текущем контексте Анатолий Аксаков назвал декларацию Банком России намерения начать публикацию траектории ключевой ставки в рамках своего макроэкономического прогноза. По его мнению, начать публикацию прогнозных траекторий необходимо уже в ближайшее время. Это позволит бизнесу эффективнее строить свои модели экономической политики, а также планировать свою хозяйственную и финансовую деятельность.
Анатолий Аксаков считает, что представленный Банком России документ заслуживает в целом положительной оценки, однако ряд сформулированных в нем положений нуждаются в дополнительной проработке.
Председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку отметил, прежде всего, отсутствие развернутого анализа влияния снижения процентов по вкладам и введения налога на доходы по вкладам на устойчивость банковской системы России, включая основные показатели деятельности банков.
«Снижение реальной процентной ставки практически к нулевой отметке снижает привлекательность банковских вкладов у населения и тем самым сокращает возможности фондирования банков и делает пассивы менее устойчивыми. Отток средств с депозитов ограничит и ресурсы, необходимые для повышения инвестиционной активности в дальнейшем. Проблема ухудшения фондирования может встать особенно остро после завершения действия регуляторных послаблений и необходимости доформирования резервов по реструктурированным ссудам, - считает Анатолий Аксаков. - Выход из этих мер должен быть мягким и постепенным, чтобы участники рынка могли адаптироваться к новым условиям».
Не хватает в документе и анализа влияния низких процентных ставок на устойчивость пенсионной системы и страховых компаний, размещающих привлеченные от клиентов деньги в основном в долговые инструменты, - отметил Анатолий Аксаков.
Кроме того, по его словам, в документе не рассмотрены механизмы по стимулированию доступности «длинных» денег для реального сектора экономики, которые были бы крайне актуальны для наращивания инвестиций и ускорения темпов экономического роста.
Комитеты в своем заключении на документ, как и в прошлые годы, обращают внимание на то, что ключевые показатели сценариев развития российской экономики в 2021-2023 годах частично не совпадают с показателями прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленных Правительством.
Такие расхождения по меньшей мере должны быть проанализированы и обоснованы, считает Анатолий Аксаков. «Представляется также целесообразным провести анализ и отразить в документе влияние реализации общенационального плана действий, обеспечивающего восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, как на динамику основных параметров сценариев, так и на способность денежно-кредитной политики обеспечивать выполнение своих целей в заданные сроки. Естественно, мы хотели бы, чтобы меры Банка России обеспечили бы стабильность на финансовых рынках, уровень инфляции, близкий к целевому, чтобы инструменты Банка России работали на выполнение плана национального развития, на экономический рост, на благосостояние населения», - заявил он.
Анатолий Аксаков отметил, что на сегодняшнем заседании депутаты Государственной Думы предложили Банку России более активно высказывать свою позицию относительного того, в какие отрасли и программы эффективнее направлять бюджетные ресурсы с точки зрения поддержания экономического роста и обеспечения финансовой стабильности.
Кроме того, по его мнению, документ необходимо дополнить анализом ситуации на рынке труда. «Появление существенной доли незанятого населения из-за пандемии приведет к сложностям с перераспределением факторов производства между отраслями экономики, что будет ограничивать экономический рост и невыполнение целей по инфляции. Комитеты не разделяют оптимизм Банка России в отношении того, что диспропорции на рынке труда носят временный характер и будут постепенно сглаживаться по мере окончания пандемии», - заявил Анатолий Аксаков.
Анатолий Аксаков обратил внимание на важность повышения уровня финансовой грамотности населения в текущих условиях. «В документе справедливо указывается на необходимость повышения финансовой грамотности населения. Это особенно актуально в условиях низких процентных ставок, когда традиционные инструменты накопления теряют свою привлекательность в глазах частных инвесторов. Население переводит накопления из банковской системы на фондовый рынок, а также в небанковские финансовые продукты, обладающие при этом более высокими рисками. Повышенная склонность к рискам в условиях низкой финансовой грамотности может привести к возникновению существенных убытков частных инвесторов, что подрывает их доверие к денежно-кредитной политике и финансовой системе, а также сокращает внутренний спрос на товары и услуги», - заявил Анатолий Аксаков.
На пленарном заседании Государственная Дума рассмотрит «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов» 17 ноября 2020 года.
13 января 2025 года
9 января 2025 года