Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: закон "О потребительском кредитовании" снимет страхи населения и будет стимулировать экономический рост

Комитет по финансовому рынку рассмотрел проект закона "О потребительском кредитовании", внесенный в Государственную Думу депутатами Анатолием Аксаковым, Валерием Гартунгом, Федотом Тумусовым.Закон наделяет заемщика новыми правами, регулирует инфраструктуру рынка, обеспечивая ее прозрачность, исключает широкие возможностей для злоупотреблений со стороны кредитора

Закон наделяет заемщика новыми правами, что полностью соответствует положениям Директивы ЕС о потребительском кредитовании. Заемщик получает право отказаться от исполнения кредитного договора в течение 2 недель с момента заключения договора (период охлаждения). Данное право является безусловным.

Заемщик получает право на досрочное погашение кредита. Особые условия могут предусматриваться для ипотечных и жилищных кредитов. Заемщик получает также право отказаться от кредита при обнаружении существенных недостатков товаров (услуг), приобретаемых за счет кредитных средств (например, договора купли-продажи). При определенных в законе условиях кредитная сделка и финансируемая за счет кредита сделка признается связанными, при этом отказ от одной из них дает заемщику право отказаться и от другой.

Закон комплексно регулирует инфраструктуру рынка потребительского кредитования и обеспечивает ее прозрачность. В оказании услуг заемщику на рынке потребительского кредитования, помимо кредитных организаций, принимает участие широкий круг лиц: страховые компании, кредитные брокеры, оценщики, бюро кредитных историй, коллекторы, финансовые и налоговые консультанты и т.д. Закон вводит понятие кредитного брокера, устанавливает его права, обязанности и ответственность. Закон регулирует особенности деятельности коллекторских агентств при взыскании просроченной задолженности по потребительским кредитам, защищая граждан от произвола коллекторов.

Закон исключает широкие возможностей для злоупотребления правом со стороны кредитора. Это, в частности, происходит при начислении пеней и штрафов, изменении процентной ставки, установлении повышенных, так называемых штрафных процентов, изменении подсудности (договорная подсудность, установлении договорной очередности списаний со счета заемщика и т.п. Закон исключает также неограниченное право кредитора требовать возврата кредита при незначительном нарушении заемщиком условий договора. Такое право возникает, если заемщик просрочил несколько последовательных платежей или размер просрочки превысил 10% кредита. Закон устанавливает порядок работы с проблемной задолженностью при потребительском кредитовании.

Закон систематизирует положения действующего законодательства по предоставлению заемщику информации – при рекламе, заключении договора, предоставлении и погашении потребительского кредита
Закон устанавливает порядок оказания «сопутствующих» кредитованию услуг. Такие услуги могут оказываться как самим банком (ведение счета, консультирование), так и третьими лицами (страхование, оценка, консультирование и пр.).

Закон снижает административное давление на банки и тем самым способствует снижению процентных ставок на рынке потребительского кредитования. В настоящее время на рынке потребительского кредитования имеет место избыточное государственное регулирование и неопределенность с объемом полномочий отдельных органов государственной власти. Регуляторы в сфере потребительского кредитования – Центральный банк РФ (ЦБ РФ); Федеральная антимонопольная служба (ФАС); Роспотребнадзор.

Закон предусматривает наделение Центрального банка всеми полномочиями по регулированию и надзору за кредитными организациями в секторе потребительского кредитования.
Закон снимает ограничения на хранение, обработку и передачу информации о заемщиках - физических лицах, включая кредитных мошенников, установленные в Федеральном законе «О персональных данных», которые ограничивают срок хранения персональных данных физического лица сроком его обслуживания, таким образом банк лишается возможности хранить данные о кредитном мошеннике.
Закон устраняет неточности положений закона «О кредитных историях».

Закон устанавливает требования к форме и содержанию договора потребительского кредита, а также порядок его заключения. В законе содержатся специальных требований к обязательным условиях договора потребительского кредита. Вводится понятие общих условий потребительского кредитования.

Закон устанавливает рамки для внесудебного порядка урегулирования споров с заемщиками-потребителями. На развитых финансовых рынках большинство споров, суммы которых не велики, между кредитными организациями и их клиентами разрешается не в судах, а с привлечением сторонних медиаторов, которые традиционного называются финансовыми омбудсменами.

Закон определяет особенности оказания финансовых услуг с использованием кредитных карт (платежных карт с овердрафтом). На практике значительное число злоупотреблений и недобросовестных действий со стороны кредиторов наблюдается при использовании кредитных карт (реклама, рассылка без запроса со стороны потребителя, низкий уровень грамотности и понимания сути финансовой услуги со стороны потребителей и пр.). При этом на уровне закона соответствующие понятия и правоотношения вообще не раскрываются.
Закон предусматривает механизмы участия работодателей в потребительском кредитовании.

Комитет признал актуальность темы и необходимость ее скорейшего регулирования, но при этом попросил авторов уточнить некоторые положения законопроекта для того, чтобы учесть редакционные замечания Правительства.
Анатолий Аксаков полагает, что уточненная редакция будет готова в течение месяца и предложена Комитету для принятия в первом чтении.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку