Закон наделяет заемщика новыми правами, что полностью соответствует положениям Директивы ЕС о потребительском кредитовании. Заемщик получает право отказаться от исполнения кредитного договора в течение 2 недель с момента заключения договора (период охлаждения). Данное право является безусловным.
Заемщик получает право на досрочное погашение кредита. Особые условия могут предусматриваться для ипотечных и жилищных кредитов. Заемщик получает также право отказаться от кредита при обнаружении существенных недостатков товаров (услуг), приобретаемых за счет кредитных средств (например, договора купли-продажи). При определенных в законе условиях кредитная сделка и финансируемая за счет кредита сделка признается связанными, при этом отказ от одной из них дает заемщику право отказаться и от другой.
Закон комплексно регулирует инфраструктуру рынка потребительского кредитования и обеспечивает ее прозрачность. В оказании услуг заемщику на рынке потребительского кредитования, помимо кредитных организаций, принимает участие широкий круг лиц: страховые компании, кредитные брокеры, оценщики, бюро кредитных историй, коллекторы, финансовые и налоговые консультанты и т.д. Закон вводит понятие кредитного брокера, устанавливает его права, обязанности и ответственность. Закон регулирует особенности деятельности коллекторских агентств при взыскании просроченной задолженности по потребительским кредитам, защищая граждан от произвола коллекторов.
Закон исключает широкие возможностей для злоупотребления правом со стороны кредитора. Это, в частности, происходит при начислении пеней и штрафов, изменении процентной ставки, установлении повышенных, так называемых штрафных процентов, изменении подсудности (договорная подсудность, установлении договорной очередности списаний со счета заемщика и т.п. Закон исключает также неограниченное право кредитора требовать возврата кредита при незначительном нарушении заемщиком условий договора. Такое право возникает, если заемщик просрочил несколько последовательных платежей или размер просрочки превысил 10% кредита. Закон устанавливает порядок работы с проблемной задолженностью при потребительском кредитовании.
Закон систематизирует положения действующего законодательства по предоставлению заемщику информации – при рекламе, заключении договора, предоставлении и погашении потребительского кредита
Закон устанавливает порядок оказания «сопутствующих» кредитованию услуг. Такие услуги могут оказываться как самим банком (ведение счета, консультирование), так и третьими лицами (страхование, оценка, консультирование и пр.).
Закон снижает административное давление на банки и тем самым способствует снижению процентных ставок на рынке потребительского кредитования. В настоящее время на рынке потребительского кредитования имеет место избыточное государственное регулирование и неопределенность с объемом полномочий отдельных органов государственной власти. Регуляторы в сфере потребительского кредитования – Центральный банк РФ (ЦБ РФ); Федеральная антимонопольная служба (ФАС); Роспотребнадзор.
Закон предусматривает наделение Центрального банка всеми полномочиями по регулированию и надзору за кредитными организациями в секторе потребительского кредитования.
Закон снимает ограничения на хранение, обработку и передачу информации о заемщиках - физических лицах, включая кредитных мошенников, установленные в Федеральном законе «О персональных данных», которые ограничивают срок хранения персональных данных физического лица сроком его обслуживания, таким образом банк лишается возможности хранить данные о кредитном мошеннике.
Закон устраняет неточности положений закона «О кредитных историях».
Закон устанавливает требования к форме и содержанию договора потребительского кредита, а также порядок его заключения. В законе содержатся специальных требований к обязательным условиях договора потребительского кредита. Вводится понятие общих условий потребительского кредитования.
Закон устанавливает рамки для внесудебного порядка урегулирования споров с заемщиками-потребителями. На развитых финансовых рынках большинство споров, суммы которых не велики, между кредитными организациями и их клиентами разрешается не в судах, а с привлечением сторонних медиаторов, которые традиционного называются финансовыми омбудсменами.
Закон определяет особенности оказания финансовых услуг с использованием кредитных карт (платежных карт с овердрафтом). На практике значительное число злоупотреблений и недобросовестных действий со стороны кредиторов наблюдается при использовании кредитных карт (реклама, рассылка без запроса со стороны потребителя, низкий уровень грамотности и понимания сути финансовой услуги со стороны потребителей и пр.). При этом на уровне закона соответствующие понятия и правоотношения вообще не раскрываются.
Закон предусматривает механизмы участия работодателей в потребительском кредитовании.
Комитет признал актуальность темы и необходимость ее скорейшего регулирования, но при этом попросил авторов уточнить некоторые положения законопроекта для того, чтобы учесть редакционные замечания Правительства.
Анатолий Аксаков полагает, что уточненная редакция будет готова в течение месяца и предложена Комитету для принятия в первом чтении.