Анатолий Аксаков в своем докладе отметил, что первым шагом к повышению доверия между банковской системой и регулятором является формирование прозрачной и понятной для рынка стратегии, в которой будет описано, какие требования регулятор будет предъявлять банкам.
Анатолий Аксаков отметил, что добросовестные участники рынка поддерживают борьбу Банка России с отмыванием преступных доходов и обналичиванием средств. Важно, чтобы в этой борьбе ЦБ и Росфинмониторинг информировали банки о сомнительных клиентах, давая банкам возможность превентивно отсекать тех, кто уличен в сомнительных операциях.
По мнению Анатолия Аксакова, рейтинговые агентства и аудиторские компании должны нести ответственность, вплоть до уголовной, за присвоение рейтингов и аудиторские заключения.
Анатолий Аксаков выразил надежду, что в ходе весенней сессии Госдумы будет принят закон, который предусматривает ответственность членов советов директоров хозяйствующих обществ за принятые ими решения. На его взгляд, необходимо законодательно закрепить норму, которая вводила бы ограничение выезда за пределы страны для руководителей хозяйствующих субъектов-банкротов.
Анатолий Аксаков отметил, что жесткость регулирования может создавать ситуации, стимулирующие недобросовестное поведение на рынке. «Если, к примеру, какая-либо финансовая организация участвует в капитале многих банков, в том числе обанкротившихся на текущий момент, то регулятор переводит и другие добросовестные банки с участием этой организации из второй группы надежности в третью. Это создает сложности добросовестному банку в получении рефинансирования. К таким случаям надо подходить не формально, а более гибко. Мы рассчитываем на мудрость ЦБ в таких вопросах. Если банк работает на рынке добросовестно, то надо применять мотивированное суждение по конкретной ситуации, а не закручивать гайки, требуя формирования дополнительных резервов».
Создание единой базы данных государственных учреждений, включая Пенсионный фонд, налоговую службу, реестр гарантий и поручительств, минимизирует действие мошеннических схем, считает Анатолий Аксаков. На его взгляд, к этой базе данных кредитные организации должны иметь доступ на определенных условиях для проверки кредитного качества заёмщиков.
По мнению Анатолия Аксакова, требует урегулирования ситуация, сложившаяся с законом об оборонном заказе. Банки, выдавшие кредиты предприятиям для исполнения оборонного заказа, не могут получить обратно кредиты, так как закон запрещает выплаты кредитным организациям, не входящим в перечень, определенный этим законом. Необходимо сформировать рабочую группу по доработке закона для решения этой проблемы, уверен Анатолий Аксаков.