Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: в долгосрочной перспективе не должно остаться банков с государственным участием

О перспективах передачи Сбербанка и ВТБ в частные руки и о том, почему средний бизнес скоро будет составлять реальную конкуренцию корпорациям, рассказал "Российской газете" глава Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.

Анатолий Геннадьевич, о грядущей приватизации госбанков - Сбербанка и ВТБ - говорят все больше. Нужна ли она, не повлияет ли процесс на доверие вкладчиков к банковской системе?

Анатолий Аксаков: Приватизация нужна, но в долгосрочной перспективе. При этом пакеты акций Сбербанка и ВТБ, принадлежащие государству, надо продавать поэтапно, а не скопом.

На самом деле этот процесс уже шел в обоих банках, доля государства в них постепенно сокращалась, однако процесс приватизации застопорился по объективным причинам. Была неблагоприятная экономическая конъюнктура для продаж, да и быстрый уход государства из капитала двух крупнейших банков в российских условиях может негативно повлиять на настроения клиентов, которые часто обжигались на частных банках.

В нынешних условиях продажа госпакета акций Сбербанка и ВТБ может вызвать снижение интереса к его покупке у иностранных инвесторов. Поэтому и сейчас, действительно, не самое лучшее время для приватизации крупнейших банков - заработать на ней удастся очень мало.

Но обсуждать идею и варианты ее реализации теоретически можно. На мой взгляд, в долгосрочной перспективе у нас вообще не должно остаться банков с государственным участием.

По-вашему, когда настанет наиболее удачное время для начала приватизации госбанков? Будет ли к ней морально готово огромное число их клиентов?

Анатолий Аксаков: Хорошим ориентиром для старта масштабной приватизации был бы 2020 год. Думаю, к тому времени в России будет действительно позитивная экономическая конъюнктура. Должен начаться инвестиционный процесс, который даже не обязательно будет зависеть от высоких или низких цен на нефть. При этом приватизация госбанков должна преследовать своей целью не только наполнение бюджета, но и усиление конкуренции между банками, которое положительно повлияет и на интересы клиента.

Что касается психологии, то даже в хорошие времена многим гражданам действительно трудно было бы принять приватизацию того же Сбербанка. Поэтому нужна действительно внятная ее программа и широкое освещение происходящего процесса со стороны руководства госбанков. Они должны дать понять людям, что и в частных руках банк останется надежным.

К вопросу о надежности. Сколько банков могут покинуть рынок по итогам 2016 года?

Анатолий Аксаков: Уйти должны все кредитные организации, нарушающие законодательство, и часть тех, кто выбрал неверную бизнес-модель в нынешних экономических условиях. По моим ощущениям, таковых должно быть меньше 10 процентов.

Но на самом деле, чем больше банков, тем лучше: повышается конкуренция и растет качество услуг. Разумеется, все они должны быть финансово здоровыми и законопослушными. Порядок на рынке, кстати, облегчит и приватизацию крупнейших госбанков.

Может ли малый и средний бизнес стать локомотивом, который вытащит экономику из кризиса?

Анатолий Аксаков: Средний бизнес - совершенно точно. Он часто имеет научно-технические заделы, дышит в спину крупным компаниям. Не исключено, что некоторые представители среднего бизнеса скоро могут стать конкурентами корпораций.

Малому бизнесу ставку надо делать на инновационное развитие. Это касается в том числе и банковского бизнеса: совсем скоро отделения банков превратятся исключительно в места для неторопливого распития кофе, а доминировать на рынке будут те игроки, которые выберут путь развития онлайн-банкинга.

В целом в ближайшие два-три года мы можем получить взрыв активности от малого бизнеса, поскольку в текущих экономических условиях появляется достаточно много благоприятных ниш, их можно занять. Для него открываются возможности обеспечивать импортозамещение в товарах, в туризме, в услугах и, конечно, в инновациях.

Власть должна максимально снизить административное и налоговое бремя, расширить доступ малых и средних предприятий к финансовым ресурсам. В значительной степени эта работа в правовом плане уже проделана, осталось главное - реализация задуманных планов.

Интервью полностью

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку