Он напомнил, что банки занимают 80% активов в российской финансовой системе, они являются операторами 90% валютных операций, 85% операций РЕПО, 70% операций с облигациями. При этом в инвестициях в основной капитал доля кредитных организаций составляет только 10%.
По словам Анатолия Аксакова, осторожное кредитование, отсутствие длинных пассивов, ужесточение регулирования и надзора вносят свою лепту в невысокую инвестиционную активность кредитных организаций.
Говоря об ужесточении регулирования, Анатолий Аксаков отметил, что «это адекватная реакция ЦБ на риски, которые банки принимают на себя, и прежде всего, на то, что делают недобросовестные участники рынка, очевидно, они подрывают доверие к системе в целом и ЦБ приходится принимать жесткие решения, чтобы остудить горячие головы по активизации кредитования, формированию пузырей, но при этом к сожалению, этот дополнительный регуляторный груз ложиться и на добросовестных участников рынка».
Анатолий Аксаков сообщил, что Банк России обратился к Ассоциации «Россия» о совместной выработке взвешенных подходов, при которых «регулятор мог бы принимать решения, не позволяющие работать недобросовестным участникам, и при этом добросовестные участники могли чувствовать себя более свободно».
На его взгляд, здоровое банковское сообщество могло бы оказать пользу ЦБ, предлагая свои варианты проведения регуляторной политики. «Переход к мотивированному суждению, применение поведенческого надзора позволит отделять зерна от плевел», - рассчитывает он.
По мнению Анатолия Аксакова, введение пропорционального регулирования является правильной мерой, в то же время он озвучил опасения руководителей кредитных организаций с базовой лицензией, которые связаны с выживанием небольших банков в неравной конкурентной среде.
«Мы можем рассчитывать на мудрость ЦБ, который провозгласил, что регуляторное бремя на эти институты значительно снизится и это будет последовательно внедряться в жизнь, чтобы более 200 банков почувствовали, доброжелательное отношение к себе, что они действительно могут себя проявить работая с малым и средним бизнесом и при этом не испытывать нагрузку крупных банков в рамках существующих ограничений», - пояснил он.
Анатолий Аксаков отметил также, что активизации кредитования должен помочь запуск Внешэкономбанком фабрики кредитов. Он напомнил, что Госдума рассматривает закон о синдицированном кредитовании, и с его появлением у региональных банков появится возможность объединять свои ресурсы со многими кредитными организациями на основе стандартов, выработанных ВЭБом и участвовать в кредитовании реального сектора экономики.
Анатолий Аксаков также считает, что передача банка «Российский капитал» АИЖК позволит ему взаимодействовать с региональными банками, «подпитывая их финансовыми ресурсами при кредитовании жилищного строительства и секьюритизируя сформированные ипотечные кредиты».
Он также обратил внимание банков на использование индивидуальных инвестиционных счетов. «На мой взгляд, банки могут сами формировать эти индивидуальные инвестсчета, кстати, в том числе уходя от выполнения нормативов, которые требуются при кредитовании. При инвестициях в ИИС меньше регуляторная нагрузка, и их надо, на мой взгляд, активно использовать. Тем более мы приравняли налогообложение купонного дохода владельцев облигаций и вкладов населения», - пояснил Анатолий Аксаков.
Говоря о направлениях работы комитета Госдумы по финансовым рынкам, Анатолий Аксаков отметил создание при комитете экспертного совета по финтеху, который должен сконцентрироваться на разных направлениях финансовых технологий. Совет начал работать над созданием правовой базы регулирования рынка криптовалют. «Эта тема активно развивается, и мы считаем, что вместе с ЦБ, Минфином, как можно быстрее необходимо этот рынок загнать в правовое пространство, защищая наших граждан от недобросовестных лиц», - пояснил он.
13 — 16 сентября 2017 года
Сочи
13 февраля 2025 года
