Министерство финансов, разработчик законопроекта, учел многие замечания Ассоциации региональных банков, высказанные ранее в отношении готовящегося документа. В соответствии с новой редакцией законопроекта центральным звеном НПС должны стать кредитные организации. Это касается, в том числе, так называемых, терминальных платежей.
«И это абсолютно правильно, поскольку кредитные организации являются наиболее прозрачным институтом среди всех хозяйствующих субъектов» - считает Анатолий Аксаков. Также учтено замечание Ассоциации региональных банков о том, что регулятором этого рынка должен быть Центральный Банк, имеющий соответствующую инфраструктуру, профессиональные кадры и опыт. Третья и принципиальная позиция Ассоциации региональных банков, принятая во внимание Минфином, заключается в том, что законопроект дает возможность развиваться не только действующим технологиям оказания платежных услуг, но и позволяет использовать новые возникающие и перспективные технологии».
В настоящее время в систему платежей и расчетов активно входит мобильный банкинг. С помощью смс-платежей осуществляется оплата товаров и услуг. И очевидно, что в ближайшее время телефон станет активным инструментом финансового рынка.
Как сообщил Анатолий Аксаков, в настоящий момент в Госдуму уже внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 45 Федерального закона «О связи», в соответствии с которым появляется возможность предоставления финансовых и банковских услуг населению посредством средств мобильных коммуникаций. По экспертным оценкам, показатель проникновения услуг сотовой связи (количество SIM-карт на 100 жителей) в России превышает 140%, в то время, как, например, уровень проникновения банковских карт (активных) оценочно не превышает 45%.
По экспертным оценкам в США и Европе количество пользователей мобильного банкинга будет ежегодно возрастать на 60% и достигнет
894 млн. пользователей в 2015 году.
В заключение, Анатолий Аксаков отметил, что законопроект о национальной платежной системе нуждается в дальнейшей доработке. К примеру, там отсутствуют стимулирующие меры безналичных платежей населения. По мнению главы Ассоциации региональных банков можно было бы предусмотреть ответственность торговых организаций и предприятий сферы услуг, не принимающих в оплату банковские карты или иные платежные документы. Так же можно было бы ввести грэйс-период для индивидуальных предпринимателей и отмену подоходного налога на бонусы, начисляемые банками гражданам за многократное использование пластиковых карт для оплаты товаров и услуг в рамках, так называемых, «схем лояльности».
В то же время, по мнению Анатолия Аксакова, следовало бы обратить внимание на переводы больших сумм – сотен миллионов долларов. Зачастую, к сожалению, это переводы фирм-однодневок. Видимо, для таких фирм необходимо устанавливать ограничения по платежам до определения реального источника таких крупных средств.
"В целом, законопроект о национальной платежной системе учел многие замечания Ассоциации региональных банков и надеюсь, что в ходе дальнейшей доработки в Государственной Думе он вступит в действие уже в следующем году", - резюмировал Анатолий Аксаков.
15 октября 2024 года
14 октября 2024 года