В то же время Анатолий Аксаков выделил несколько проблемных точек принятого пакета, которые, видимо, надо будет устранить в дальнейшем. Для ускорения принятия документов их пока не касались, пояснил Анатолий Аксаков.
По мнению Анатолия Аксакова, проект Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» не содержит никаких специальных инструментов контроля и отчетности в отношении кредитов, которые будут предоставляться ВЭБом российскому бизнесу. Средства для финансирования операций кредитования фактически выделяются Банком России (статья 2 законопроекта). ВЭБ служит лишь промежуточным звеном для проведения этих операций. Поэтому предлагается сохранить для данных операций такую же форму отчетности, как и для Банка России. Отчет обо всех совершенных кредитных и заемных сделках должен быть представлен ВЭБом сначала Банку России, а затем Банком России – Государственной Думе РФ. Для этого в будущем закон можно будет дополнить специальной статьей, предусматривающей что государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Банк России отчет о кредитах и займах, предоставленных бизнесу. Сведения об этих кредитах и займах, по мнению депутата, должны включаться в годовой отчет о деятельности Банка России, предоставляемый в Государственную Думу в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Анатолий Аксаков особо выделил проблемы регулирования кредитных рейтингов. Принятие поправки в статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривают беззалоговое кредитование лишь тех банков, которым присвоен кредитный рейтинг. В то же время в настоящее время понятие кредитного рейтинга и рейтингового агентства не определены в российском законодательстве. В связи в этим депутат предлагает дополнить закон о Центральном банке новой статьей, содержащей легальное определение кредитного рейтинга и механизм аккредитации рейтинговых агентств.
В соответствии с ней под кредитным рейтингом понимается мнение рейтингового агентства относительно кредитоспособности заемщика, надежности долговых обязательств и ценных бумаг или эмитента таких ценных бумаг, выраженное посредством установленной и определенной системы символов. Кредитный рейтинг не является рекомендацией приобретать или продавать ценные бумаги.
В целях признания кредитных рейтингов международно-признанных и российских рейтинговых агентств Банк России проводит аккредитацию рейтинговых агентств, осуществляющих оценку кредитного качества ценных бумаг и их эмитентов (присвоение кредитных рейтингов) в порядке, установленном Советом директоров Банка России.
По словам Анатолий Аксакова, соответствующие предложение уже направлены председателю Правительства.
По мере развития российских финансов, их усложнения и интеграции в мировой рынок использование признака кредитного качества (надежности) финансовых инструментов (активов) в нормативных, в том числе законодательных, актах становится насущной потребностью национального финансового рынка. При этом как правило единственной объективированной (и, возможно, наиболее точной) мерой кредитного качества (надежности) финансового инструмента является кредитный рейтинг.
Включение показателей кредитных рейтингов (или критерия «надлежащего кредитного качества») в гипотезы правовых норм (в качестве элемента сложного юридического состава) ставит перед законодателем ранее неизвестные задачи. Прежде всего, ему необходимо дать легальное определение и обеспечить правовое признание кредитных рейтингов, а также определить минимальные требования, гарантирующие надежность и достоверность таких рейтингов. Тем самым в перспективе законодатель (регулирующий орган) сталкивается с проблемой установления законодательных рамок (или, как минимум, принципов) деятельности рейтинговых агентств.
До сих пор и ЦБ и Минфин понимали под кредитным рейтингом исключительно рейтинг, предоставляемый тремя международными рейтинговыми агентствами. Это в свою очередь приводило к дискриминации российских рейтинговых агентств.
Для того чтобы обеспечить поддержку и выживаемость российских рейтинговых агентств, необходима продуманная политика поддержки этого новой нарождающейся индустрии и разумный протекционизм со стороны государства. Для этого необходимо легитимировать рейтинговые агентства, отделить их от псевдоструктур. Рейтинг российских рейтинговых агентств, присвоенный российским кредитным организациям, должен иметь такую же юридическую правовую силу, как и рейтинги, присвоенные международными рейтинговыми агентствами, убежден Анатолий Аксаков.