Банк России регулирует кредитные организации и одновременно обладает полномочиями по регулированию операций с ценными бумагами, поэтому сфера, связанная с рынком капитала, хорошо знакома профессионалам ЦБ. Кроме того Банк России обладает высокой обеспеченностью ресурсами и специалистами экстра-класса.
В то же время, подчеркивает Анатолий Аксаков, выведение за пределы Банка России функций надзора вызывает серьезные вопросы. По сути, речь идет о том, чтобы «резать по живому» высококлассную команду ЦБ, выводя из нее блок банковского надзора. В случае, если эти полномочия перейдут правительственному ведомству, под сомнение может быть поставлена независимость банковского надзора.
Расширение полномочий Банка России не обязательно должно привести к созданию мегарегулятора. Международная практика показывает, что вопрос о создании мегарегулятора ставится в ситуации, когда требуется оценивать финансовую устойчивость банковско-страховых инвестиционных холдингов. В РФ такой проблемы по сути нет, поскольку таких холдингов мало. Обороты страхового рынка заметно меньше в сравнении с банковскими кредитными операциями. Активность в смежных секторах финансового рынка на порядок меньше, чем в банковском секторе, и с этой точки зрения целесообразность создания мегарегулятора не очевидна.
Другая проблема, которую мог бы решить мегарегулятор, связана с появлением разнообразных финансовых инструментов, в которых например, банковские риски переплетаются с рисками рынка капиталов. На западных рынках также активно используются облигации, выплаты по которым зависят от наступления страховых случаев, либо привязанные к страховым продуктам.
Сложные комбинированные финансовые продукты и инструменты, которые аккумулируют в себе одновременно риски банковского, страхового рынка или рынка ценных бумаг, в России не так много, и проблем, связанных с анализом такого рода инструментов на уровне органов надзора, по мнению Анатолия Аксакова, также не возникает. По его оценке, текущее состояние российского финансового рынка не дает серьезных экономических или организационных оснований для скорейшего создания мегарегулятора.