Мы все хотим, чтобы качество жизни людей в нашей стране находилось на значительно более высоком уровне. А для этого необходимы соответствующие качество экономики и уровень производительности труда, которые у нас пока соответствуют уровню США тридцатых годов, ФРГ – пятидесятых, Японии – шестидесятых.
Чтобы выйти на уровень ведущих стран нам с одной стороны необходимо очень здорово подтянуть общий уровень экономики, а с другой – обеспечить развитие прорывных технологий, которые станут главной характеристикой нового вступающего в свои права экономического уклада.
Это, безусловно, чрезвычайно амбициозная и напряженная задача. Владислав Сурков говорит, что для ее реализации нужно менять ментальность. И я с ним согласен.
Если не стремиться преодолеть высочайшую планку, то и не преодолеешь ее. Если все время скулить и ныть о трудностях, о том, что все у нас не так как у них, то очевидно, ничего не изменится. Нужны действия, основанные на желании быть лучшим во всем и везде. К сожалению, эти действия часто приходится осуществлять вопреки чиновничеству, завистникам, законодательным и нормативным путам. Но я уверен, что слова «Наше дело правое, мы победим» как нельзя лучше подходят для поставленной задачи модернизации и инновационного развития. Главное действовать эффективно.
Самой активной частью нашего общества является бизнес. Он должен проникнуться тем, что может и должен выйти на принципиально новый уровень его ведения. Для этого, возможно, многим представителям предпринимательства было бы полезно увидеть своими глазами как работает «Силиконовая Долина» в США или Банголор в Индии. Это позволит понять, что невозможное – возможно.
Но даже если у предпринимателя горят глаза, есть проект, есть желание его реализовать – нужны условия. Необходимо так организовать систему финансирования экономики, чтобы она стимулировала инновации. ВЭБ должен выдавать кредиты преимущественно под проекты соответствующие мировому уровню, или превышающие его. Государственную и муниципальную поддержку также должны получать только передовые инфраструктурные проекты. А при выделении финансовых ресурсов на поддержку малого бизнеса обязательно должны быть установлены существенные квоты на кредитование инновационных проектов. Кроме того, необходимо обеспечить непрерывность процесса кредитования – создать механизм рефинансирования таких ссуд, чтобы Банк России принимал в залог кредиты, выданные на финансирование инноваций.
Однако деньги, выделяемые Госструктурами, должны быть возвратными и надежно защищены от различных коррупционных схем. Сделать это можно лишь разделив риски между государством и коммерческими структурами, в том числе, с кредитными организациями. Например, часть финансирования проекта осуществляет государственный институт развития, часть банк. Тогда система отката не срабатывает. Потому что коммерческий банк не станет кредитовать пустышку, ведь он рискует своими деньгами.
Схема партнерства государственных и коммерческих структур, значительно повышающая надежность использования госденег, направляемых на инновационные проекты, уже работает при финансировании членами Ассоциации региональных банков России проектов, отобранных ГК «Роснанотех». Соглашение, заключенное Ассоциацией «Россия», Российским банком развития и «Роснано» предусматривает кредитование проектов, прошедших отбор экспертного совета «Роснано» в рамках квот, выделяемых ВЭБом и РосБРом на кредитование малого и среднего бизнеса. Но интерес банков к проекту такой, что они готовы предоставлять займы проектам, имеющим своеобразный «знак качества Роснано», и за счет собственных средств. И это не какой-то завтрашний день. Это уже работает!
Так что обеспечить непрерывный поток финансовых ресурсов на модернизацию экономики и создать условия, когда бизнес сам будет искать умных «головастиков», эффективные ноу-хау абсолютно реально. Уверен, что многие институты, центры, да просто технически креативные люди, почувствовав запах денег, активизируют свою мыслительную деятельность.
Нужно, прежде всего, совершить революцию у себя в голове. Тогда слова и призывы Владислава Суркова будут не далекими мечтами, а вполне реальной задачей, имеющей конкретные решения.