Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: обеспеченность финансовыми ресурсами - ключевой фактор в продвижении инноваций в РФ

Одним из наиболее актуальных вопросов сегодня становится финансовая обеспеченность в процессе продвижения наших инноваций, повышения конкурентоспособности нашего бизнеса, в том числе при реализации крупных инфраструктурных проектов. Об этом заявил президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, выступая на конференции "Инновационное развитие России и социально-экономическая стратегия в России" в Финансовом университете при правительстве РФ.  

По его словам, для того, чтобы инновационные продукты были востребованы рынком, необходимы соответствующие условия. Анатолий Аксаков напомнил, что сегодня государство начинает выделять сотни миллиардов рублей на инфраструктурные проекты. Это такой ресурс, который должен был бы работать на стимулирование инноваций. В то же время, как сообщил недавно министр экономического развития России Алексей Улюкаев, каждый рубль, вложенный в инфраструктурные проекты, приносит 28 копеек прибавки в виде мультипликатора. Остальные 72% процента уходят на внешний рынок, в частности, на закупку техники.

Зарубежная техника закупается не только потому, что она надежная, но и потому, что за производителями стоят мощные финансовые институты, поддержка которых позволяет продавать эту технику на более выгодных условиях, подчеркнул Анатолий Аксаков.

Он отметил, что в деле усиления финансовой обеспеченности есть определенные подвижки, они пока не очень заметны, но уже есть понимание, какие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить нашу экономику длинными и относительно недорогими ресурсами.

Так, впервые при принятии закона о мегарегуляторе было принято решение о том, что рефинансирование кредитных организаций не будет ограничиваться одним годом. "Есть общая позиция у ЦБ, Госдумы и, я так понимаю, у правительства, что Банк России должен обеспечивать длинное рефинансирование. Но при этом он не может брать на себя риски, которые несет рынок. Он должен выдавать длинные деньги только при хорошем обеспечении", - пояснил Анатолий Аксаков.

Он напомнил, что в Основных направлениях единой денежно-кредитной политики ЦБ впервые обозначил, что готов покупать и продавать ценные бумаги, то есть приобретать активы кредитных организаций, выделяя тем самым длинные ресурсы рынку.

Анатолий Аксаков также обрисовал, что необходимо сделать, чтобы появились длинные активы: "Обсуждается идея о формировании индекса  долгосрочных облигаций российских эмитентов. Процесс должен идти под эгидой ЦБ, чтобы постепенно сформировать рынок долгосрочных облигаций со своим индексом, показывающим ситуацию, а ЦБ с помощью интервенций будет поддерживать определенную привлекательность этого рынка. Перечень облигаций  первоклассных эмитентов, включенных в список, будет постепенно расширяться. Этот инструмент будет способствовать созданию длинных ресурсов для экономики".

Еще одна новация, которую отметил Анатолий Аксаков – это использование  ключевой ставки, которая существенно меньше ставки рефинансирования. По сути ставка рефинансирования сегодня выполняет функцию учета, в том числе в рамках системы налогообложения. Есть масса норм в законодательстве, которые не позволяют использовать ставку рефинансирования в качестве инструмента денежно-кредитной политики.

Поэтому была введена ключевая ставка, и в ближайшие три года ЦБ по ней будет работать, за это время законодателям нужно будет пересмотреть нормативные документы, чтобы отменить существующие привязки к ставке рефинансирования, чтобы можно было ее использовать как инструмент ДКП.

Позиция регулятора заключается в том, чтобы ключевая ставка постепенно снижалась. Причем один из важных элементов позиции ЦБ заключается в том, что фиксированные проценты будут заменяться плавающими. За рубежом при долгосрочном кредитовании активно используются плавающие ставки, такие как LIBOR. В России депозитная база формируется в фиксированных ставках, поэтому очень трудно выдавать кредиты по плавающим ставкам, отметил Анатолий Аксаков.

ЦБ сейчас наметил ряд шагов для того, чтобы выдавать кредиты по плавающим ставкам. Соответственно появится возможность выдавать более длинные ресурсы, используя рынок свопов.

Следующий шаг в том же направлении - принятие закона о секьюритизации. Комитет Госдумы по финансовым рынкам на ближайшем заседании в среду должен рекомендовать этот законопроект к принятию во втором чтении. Благодаря ему у банков появится возможностью секьюритизации не только ипотечных кредитов, но и кредитов МСП, потребительских и других. Это еще один источник длинных ресурсов, подчеркнул Анатолий Аксаков.

Он также рассказал, что в законе о секьюритизации проводятся идеи, касающиеся поддержки проектного финансирования. Содержатся нормы, по которым можно создавать проектные компании, и в случае банкротства инициатора проекта, проектная компания и ее финансовые потоки выводятся из общей конкурсной массы, позволяя проекту продолжать работать, генерировать доход и погашать кредит. С принятием закона о секьюритизации появится еще одна возможность поддержать инновационные проекты, считает Анатолий Аксаков.
Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку