«Быстрое и устойчивое развитие экономики страны зависит не только от внедрения новых, более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от готовности и способности населения воспринимать и использовать такие технологии, - сказал в своем выступлении Анатолий Аксаков.
Поэтому Ассоциацией региональных банков России совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА подготовлена Стратегия повышения доступности финансовых услуг. Этот документ является важной составляющей Концепции развития финансового рынка России до 2020 года.
Основная цель Стратегии - построение всеохватывающего рынка финансовых услуг доступного россиян. До сих пор подавляющее большинство граждан России не имеет полноценных возможностей по изучению механизмов управления личными финансами не получают достаточно образовательной информации не рекламного характера, касающейся разнообразных финансовых продуктов, и как результат испытывают серьезные затруднения при выборе страховых и ипотечных продуктов, потребительских кредитов, депозитов, имеют самое поверхностное представление о собственных налоговых обязанностях и пенсионных правах. Без повышения образовательного уровня граждан расширение доступности финансовых услуг не способно решить накопившиеся в данной сфере социальные проблемы. С другой стороны, поддержка образовательных программ, не подкрепленная продвижением финансового рынка в регионы и сельскую местность, дискредитирует идею повышения доступности финансовых услуг.
На сегодняшний день задача российских регуляторов состоит в том, чтобы определить структуры такой системы, в которой одновременно существуют и эффективно взаимодействуют банки, организации почтовой связи, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, специализированные финансовые компании, розничные агенты, операторы мобильной связи и Интернет-провайдеры, операторы электронных (агентских) платежных систем и эмитенты электронных денег.
Неоднородный состав поставщиков финансовых услуг, представляющих различные сегменты потребительского (розничного) рынка, требует повышенного внимания к вопросам их технологической, операционной и коммуникационной интеграции, устранения искусственных ограничений и запретов на осуществление отдельных видов операций и оказание услуг, исключения возможности необоснованного правового арбитража или обхода закона. При реализации задач развития должны получить распространение различные механизмы дистанционного оказания финансовых услуг: мобильный и Интернет-банкинг, использование технологий почтовой связи, работа через розничных агентов, выпуск платежных карт, выстраивание сетевых структур.
Построение финансовой системы для всех групп населения включает в себя решение ряда правовых, организационных и технологических задач. С точки зрения государственных приоритетов именно несовершенство правового регулирования является наиболее важным сдерживающим фактором повышения доступности финансовых услуг.