Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: необходимо принять срочные меры для поддержки рынка кредитования

По данным Ассоциации региональных банков России в банковском секторе страны сложилась крайне сложная ситуация с выдачей новых кредитов.

По нашим данным, по сравнению с июнем 2008 года количество заявок на выдачу ипотечных кредитов в банках - членах Ассоциации «Россия» сократилось более чем в 7 раз. Объем заявок на автокредиты упал почти в 5 раз, кредиты малому и среднему бизнесу - в 4 раза, на приобретение товаров среднего и длительного пользования - более чем в 3,5 раза.

По мнению Анатолия Аксакова, следствием такого падения спроса на кредиты является продолжающееся сокращение активов кредитных организаций, которые по сравнению с началом 2009 года сократились на 2% - до 27, 8 трлн. руб. При этом, критическая ситуация, складывающаяся на рынке кредитования, не отражается в той отчетности, которую собирает Банк России. В статистике ЦБ РФ не фиксируются объемы выдачи кредитов по тем или иным отраслям экономики, а фиксируются только статичные данные, отражающие общий объем задолженности секторов экономики перед кредитными организациями. В соответствии с этой статистикой, с первого января объем задолженности предприятий и организаций реального сектора сократились приблизительно на 1%, а объемы задолженности физических лиц сократились на 13%.
Но с точки зрения банковского бизнеса мы видим уменьшение спроса на кредиты малым и средним бизнесом и российских граждан в 3-7 раз.

По оценкам Ассоциации региональных банков, рынок кредитования оказался отброшен на уровень развития 2002-2003 года. По мнению президента Ассоциации «Россия», сложившаяся ситуация требует принятия срочных и четких мер, направленных на активизацию кредитования, поскольку резкое снижение объемов кредитования приводит к снижению внутреннего спроса, падению валового продукта, снижению потребительской активности населения, что негативно сказывается на состоянии российской экономики и ее реального сектора.

Ассоциация региональных банков считает чрезвычайно важным скорейшее принятие закона, обеспечивающего введение учета залога автотранспортных средств, механизма рефинансирования автокредитов и государственных мер поддержки по субсидированию процентных ставок. Ассоциация «Россия» считает недостаточными заложенные в бюджет следующего года 10 млрд. рублей, предназначенные для выплат гражданам, которые будут утилизировать свои старые автомобили.

По мнению президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, перечень банков, которые допущены до программы субсидирования процентных ставок, должен быть расширен. Более 300 банков - членов Ассоциации "Россия" готовы участвовать в этой программе,- уверен Анатолий Аксаков.

Для развития кредитования малого и среднего бизнеса принципиально важным является максимальное расширение программы государственного участия. Эффективность такого подхода к решению проблем подтверждается опытом Китая. На протяжении последних пяти лет активы кредитных организаций КНР росли приблизительно на 10% ежегодно.

С начала 2009 года объем задолженности российского реального сектора экономики перед банками вырос более чем на треть. По мнению Анатолия Аксакова 40 млрд. рублей, выделяемые РосБР для поддержки программ кредитования малого и среднего бизнеса является крайне недостаточной суммой. Она должна быть увеличена до 200 млрд. рублей.

Другой не менее важной мерой является механизм перераспределения рисков между кредитными организациями, кредитующими малый и средний бизнес, и специализированными кредитными агентствами, поскольку предлагаемый правительственный механизм государственных гарантий, используемых при кредитовании крупнейших стратегических предприятий, не может быть применен при выдаче небольших и средних кредитов. Кроме этого необходимо создать государственные механизмы хеджирования валютного риска.

Также по мнению Анатолия Аксакова, инновационное развитие российской экономики невозможно без приобретения иностранных технологий, иностранных производств, которые готовы приобретать российские предприятия за валюту, что предполагает и получение валютных кредитов, в то время как предприятия получают средства за свою продукцию в рублях. Соответствующие валютные риски при этом должны быть возложены либо на банковскую систему, либо на производителей - на средний и малый бизнес.


В условиях сохраняющейся неопределенности, связанной с колебаниями валютных курсов, принципиально важно создание специализированных государственных агентов, которые готовы принять часть валютного риска. Аналогичная проблема существует и на рынке ипотеки. По мнению Анатолия Аксакова, ключевой проблемой здесь является отсутствие долгосрочных финансовых источников. На протяжении длительного времени одним из основных источников финансирования российского рынка ипотеки выступали валютные средства, которые в виде синдицированных кредитов поступали в российскую банковскую систему от зарубежных инвесторов, однако в сложившейся ситуации использование данных средств для выдачи ипотечных кредитов в национальной валюте приводит к возникновению существенного валютного риска, который накапливается в банковской системе. Это существенно ограничивает потенциал выхода российского рынка ипотеки из кризиса.

Хеджирование валютных рисков могло бы взять на себя специальное государственное агентство, которое могло бы обеспечить фиксированные курсы обмена валютных инвестиций на рубли для рынка ипотеки. И одновременно могло бы хеджировать валютные риски для крупнейших российских экспортеров продукции, компаний нефтегазового сектора, экспортеров металлов, которые в настоящий момент решают задачи фиксации курсов обмена получаемой за рубежом валюты на рубли.

Сделки хеджирования могут существенно снизить валютные риски, часть которых несло бы государственное агентство. По мнению Анатолия Аксакова, в области хеджирования валютных рисков необходимо шире изучать и применять опыт, который накоплен странами Юго-Восточной Азии.

Ссылки по теме:

Анатолий Аксаков: мы предлагаем реальные шаги для кредитования экономики

Анатолий Аксаков: закон "О потребительском кредитовании" снимет страхи населения и будет стимулировать экономический рост


Анатолий Аксаков: для восстановления рынка кредитования необходимо рефинансирование ранее выданных кредитов



Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку