«Стоимость ресурсов привлечения в экономику зависит от наличия денег, которые можно привлечь. В 2010 - начале 2011 года в банковской системе был избыток ликвидности и кредитование развивалось быстрыми темпами. А в 2012 - начале 2013 года мы имеем дефицит ликвидности, что соответственно влияет на стоимость денег», - отметил Анатолий Аксаков.
На его взгляд, дефицит ликвидности на рынке формируется искусственно: в прошлом году правительство заняло на внутреннем рынке около 1,5 трлн. рублей. ЦБ вернул эти деньги на рынок через инструмент РЕПО, но для кредитных организаций эти ресурсы стали дороже.
Одной из причин удорожания ресурсов Анатолий Аксаков назвал операционные расходы банков, которые заложены законами, принятыми на волне популизма. Например, недавно был принят закон, по которому банки должны предоставлять информацию о платежах населения и юрлиц в соответствующие организации. Увеличение операционных расходов обязательно отразится на ставке, отметил Анатолий Аксаков.
Он обратил внимание, что сейчас в портфелях кредитных организаций находится залогов на 22 трлн. рублей. «Если их использовать под обеспечение рефинансирования кредитных организаций, либо в сделках секьюритизации, то под них можно привлечь огромные суммы для инвестиций в нашу экономику», - сообщил Анатолий Аксаков.
Для повышения доверия регулятора к активам, принимаемым в обеспечение рефинансирования, необходима жесткая ответственность руководителей кредитных организаций за предоставление «липовой» отчетности, ведение двойной бухгалтерии и вывод активов, уверен Анатолий Аксаков.
Анатолий Аксаков напомнил, что банковское сообщество ведет работу по стандартизации кредитных договоров МСБ, синдицированного кредитования, проектного финансирования и призвал представителей ЦБ участвовать в разработке этих стандартов, чтобы предложенные рынком стандарты не вызывали сомнений у регулятора.
3 октября 2024 года