Анатолий Аксаков отметил, что по сравнению с предыдущими периодами структура отчета ЦБ РФ поменялась. «Если раньше он представлял собой рассказ о работе подразделений ЦБ, то в этом отчете информация представлена так, что видно, как Банк России добивался поставленных перед собой целей»,- считает он.
В представленном документе определены пять целей – ценовая стабильность, устойчивость финансового рынка, доступность финансовых услуг, развитие национальной системы платежных карт, развитие финансовых технологий и инноваций.
Комитет Госдумы по финансовому рынку высказал пожелание, чтобы по всем направлениям своей работы ЦБ РФ указывал конкретные цели, которых он собирается достичь за отчетный период. «На наш взгляд, по направлениям должны быть количественные и качественные показатели, по которым мы могли судить, как работает ЦБ, и насколько эффективно достигает поставленных целей. Например, таких как, капитализация фондового рынка, отношение кредитов, предоставленных экономике, к ВВП. Тогда будет более наглядно видна картина действий ЦБ по выполнению поставленных задач», - пояснил Анатолий Аксаков.
Говоря о денежно-кредитной политике, Анатолий Аксаков отметил, что она была достаточно жесткой и была направлена на достижение целевого показателя по инфляции. «Мы с пониманием относимся к такой политике ЦБ РФ в связи с тем, что сложилась непростая внешняя обстановка, и макроэкономическая ситуация в стране не вселяла большого оптимизма. Но при этом мы также отметили, что уровень ключевой ставки, которая определяет стоимость денег на финансовом рынке, сейчас уже более чем в два раза превышает уровень инфляции, и на валютном рынке мы также наблюдаем достаточно стабильную ситуацию. В связи с этим, на наш взгляд, ЦБ РФ мог бы действовать более решительно по снижению ключевой ставки и тем самым поддержать более активное кредитование экономики», - считает Анатолий Аксаков.
Он также отметил, что комитет Госдумы по финансовому рынку поддерживает политику по оздоровлению банковской системы, а также создание службы рисков в ЦБ РФ и централизацию надзора. «При этом мы предлагаем так наладить работу, чтобы экспертиза представителей ЦБ РФ в регионах была на высоком качественном уровне - к сожалению, идут сигналы, что это качество снижается - и был бы налажен консультационный надзор, когда ЦБ РФ помогает тем, кто желает добросовестно работать на рынке, и даже в тех случаях, когда у финансового института есть проблемы, вместе выработать план по оздоровлению, и затем отслеживать его выполнение», - сообщил Анатолий Аксаков.
Он считает, что принцип пропорционального регулирования, закрепленный в недавно принятом законе, необходимо распространить и на другие сегменты финансового рынка.
«В связи с этим хотел бы отметить не очень хорошую тенденцию монополизации по всем направлениям на финансовом рынке - и в банковском деле, и в страховании, и на рынке коллективных инвестиций. Монополия - это снижение качества и повышение цены предоставляемых услуг. В связи с этим мы считаем, что ЦБ РФ должен иметь дорожную карту развития конкуренции на всех сегментах финансового рынка, чтобы способствовать повышению качества услуг и снижению их цены», - уверен Анатолий Аксаков.
Он отметил большую работу Банка России по развитию национальной платежной системы, а также по внедрению новых технологий. При этом, по мнению Анатолия Аксакова, необходимо делать это еще быстрее: «в XXI веке мы должны переходить на цифру - технологии это позволяют, и Банк России имеет все возможности это внедрять».