Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Алексей Войлуков: поддержать малый бизнес в 2021 году можно за счет развития потребительского спроса и масштабирования национальной гарантийной системы

Эффективными направлениями поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2021 году могут стать содействие развитию потребительского спроса, который сейчас отражает консервативную модель поведения, и совершенствование национальной гарантийной системы, масштабирование которой давно назрело. Такое мнение высказал вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков на конференции FinSME.

По его мнению, именно эти направления поддержки МСП требуют особого внимания со стороны государства и банков. Алексей Войлуков также отметил, что развитию кредитования малого и среднего бизнеса будет способствовать повышение возможностей удаленной идентификации субъектов МСП и расширение раскрываемых ФНС сведений по ним. 

Алексей Войлуков констатировал, что кредитные организации, Банк России и Минэкономразвития проделали большую работу по созданию инструментов поддержки МСП, которые оказались востребованы в разгар кризиса, связанного с пандемией. Так, проблемой банковского кредитования МСП в течение многих лет были операционные издержки на выдачу и сопровождение мелких ссуд. Ассоциации банков России совместно с кредитными организациями удалось убедить регулятора, что современные технологии позволяют для мелких чеков до 10 млн руб ориентироваться на анализ данных по расчетным счетам, различным базам и реестрам, и можно в этих случаях не использовать непоказательную бухгалтерскую отчетность. 


Объем кредитов, выданных субъектам МСП за январь-сентябрь 2020 года, составил около 5,4 трлн рублей, что сопоставимо с выдачами за январь-сентябрь 2019 года (около 5.5 трлн рублей). При этом доступность банковского кредитования МСП резко повысилась - об этом свидетельствует снижение среднего чека банковского кредита и увеличению количества заемщиков-микропредприятий. Вместо использования очень дорогих небанковских инструментов этот сегмент получил возможность кредитоваться в банках, подчеркнул Алексей Войлуков. 

На результаты кредитования 2020 года повлияли госпрограммы субсидирования: объем выдач по ставке 0 и 2% превысил 500 млрд рублей, а по «стандартной» программе субсидирования по постановлению 1764 к концу года приблизится к плановому показателю в 1 трлн рублей. Если в прошлом году доля льготных кредитов составила примерно 10% от всего банковского кредитования МСП, то в 2020 году ее можно ожидать на уровне в 20%. 

Алексей Войлуков заявил, что банковское сообщество тревожат прогнозы на 2021 год и планы Правительства по внесению в программу 1764 изменений по снижению маржинальности субсидируемых кредитов МСП. Принятие таких кардинальных решений целесообразно отложить до получения статистики за четвертый квартал 2020 года, то есть до завершения выдачи по специальным антикризисным программам льготного кредитования МСП. 

Планируемые изменения в программу 1764 могут негативно отразиться на состоянии конкуренции в силу различной стоимости фондирования у разных групп банков. В текущем году уже усилился дисбаланс конкурентных условий, в которых функционируют различные по масштабам банки. В случае реализации новаций Банку России совместно с Корпорацией МСП было бы целесообразно оптимизировать программу рефинансирования, а Правительству - исключить штрафные санкции за невыполнение плановых показателей по программе субсидирования, заявил Алексей Войлуков. 

Он сообщил, что  банки оказали существенную поддержку МСП в этом году через программы реструктуризации. На начало декабря 2020 года было реструктурировано почти 825 млрд кредитов субъектам МСП, что соответствует примерно 15% портфеля. Основной объем реструктуризаций пришелся на собственные программы банков. 

Алексей Войлуков выразил обеспокоенность тем, что полный выход из заморозки резервов по реструктурированным ссудам в отношении кредитов МСП, запланированный до начала июля 2021 года, а по иным юридическим лицам - к 1 апреля 2021 года, может оказаться преждевременным. Если финансовое состояние значительного числа МСП к лету 2021 года будет оцениваться как плохое, специфика формирования резервов при наличии факта проведенной реструктуризации может привести к повышенным расходам кредитных организаций, пояснил он. 

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку