Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Александр Мурычев: Сейчас главная задача - минимизировать потери от кризиса, смягчить его последствия

Тезисы к выступлению на 9 Международном Московском банковском форуме Председателя Совета Ассоциации региональных банков России, первого исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева

К настоящему моменту экономическая ситуация во всем мире стала действительно сложной, проблемы есть у всех стран. Наступил глобальный финансовый кризис, который в некоторых регионах уже перерос в рецессию.

Волны экономического шторма дошли и до «тихой российской гавани». Многие из сегодняшних проблем в экономике «импортированы», некоторые – отечественного производства, связанные с признаваемой даже Правительством исчерпанностью возможностей текущей модели экономического роста.

С начала осени РСПП регулярно проводит оперативный мониторинг состояния делового климата в России путем прямого опроса различных представителей бизнеса. В общем, динамика неутешительная и показывает ухудшение ситуации. Приведу несколько фактов.

Анализ результатов опроса продемонстрировал признаки распространения нестабильности с финансового сектора на реальный сектор и нефинансовые услуги. Около 50% опрошенных компаний отметили, что они сокращают объемы производства, 45% — перенесли инвестиционные программы на более поздний срок, и лишь 8% сказали, что ситуация на мировых рынках на них не повлияла.

Для отдельных секторов ситуация более серьезна. Среди компаний сектора машиностроения и металлообработки о сокращении производства заявили 59%, 65% — отложили реализацию инвестиционных проектов. Среди представителей черной и цветной металлургии все опрошенные заявили о снижении производства, 85% перенесли инвестпрограммы на более поздний срок. Все опрошенные компании, занимающиеся производством и распределением электроэнергии, газа и воды, также заявили об изменении сроков реализации инвестиционных программ (хотя ни одна из этих компаний пока не снизила производство).

Более 45% компаний говорят о вероятности технического дефолта своей компании, а 42% ожидают в ближайшее время технического дефолта у своих партнеров (у металлургов цифра доходит 47%).

Только 13,6% компаний не сталкивались с проблемами рефинансирования заимствований и не ожидают их появления. Что касается характера проблем, то в первую очередь это повышение процентных ставок, или невозможность рефинансирования по приемлемым процентным ставкам (63% опрошенных), для машиностроения и металлообработки эта цифра составляет 82%, для торговли – 71%, для легкой промышленности – 100%.

Сокращение сроков заимствований наиболее сильно задело строительство (проблему упомянули 30% компаний) и легкую промышленность (50%) при среднем результате – 12,8%.

Рост требований по залогу критичен для машиностроения и металлообработки (41%), легкой промышленности (83%), черной и цветной металлургии (57%) при среднем результате 26%.

С точки зрения взаимоотношений с иностранными партерами, наиболее существенный результат мирового финансового кризиса сокращение бизнес-активности партнерами в иностранных государствах (это отметили 35% опрошенных). В то же время 28% компаний заявили, что отношения с иностранными партнерами не изменились.

Что касается влияния нестабильности на мировых рынках на выполнение компанией социальных обязательств, то, несмотря на сравнительно небольшое количество начавшихся сокращений, оценка компаниями перспектив сохранения текущего уровня занятости достаточно осторожная.

По наиболее критичным направлениям сокращения расходов на персонал (снижение уровня заработных плат, задержки заработной платы, сокращение сотрудников, предоставление отпусков без сохранения содержания) средняя доля компаний, считающих возможной ситуацию в экономике, при которой придется прибегать к таким мерам, составляет от 21 до 49%. В ряде секторов ситуация может быть существенно хуже. В машиностроении и металлообработке о возможности сокращения сотрудников заявили 65% опрошенных компаний, в черной и цветной металлургии – 71%. В легкой промышленности данное решение считают возможным все опрошенные компании.

С учетом результатов опроса компаний – членов РСПП можно выделить следующие возможные негативные последствия мирового финансового кризиса для компаний:

1. сокращение/перенос на более поздний срок инвестиционных программ/стратегий развития компании

Причины:

недоступность заемных финансовых ресурсов;

падение капитализации компании;

вывод инвесторами денег из компании;

отказ партнеров от реализации совместных проектов.

Возможные результаты: отказ от инновационных проектов, освоения новых видов продукции и рынков сбыта, сокращение расходов на обучение персонала – в совокупности это снижает перспективную конкурентоспособность компаний.

2. сокращение производства

Причины:

нехватка оборотных средств;

снижение спроса на продукцию;

ухудшение условий поставки сырья и комплектующих;

неплатежи со стороны контрагентов;

задержки платежей в банках;

снижение курса рубля/валютная нестабильность.

Возможные результаты: сокращение персонала, социальная нестабильность в регионах, банкротство компаний.

Оказываемая государственная поддержка пока не доходит до адресата. Отсюда логичные попытки государства с одной стороны расширить число получателей господдержки, и РСПП активно поддерживает эту работу, с другой – стремление жестко привязать получение банками государственных средств к выполнению ряда требований.

Самое главное – не создать условия, при которых промышленность поддерживается за счет банков. Финансовая система не должна аккумулировать у себя финансовые ресурсы, чтобы просто выводить за рубеж, но попытки жестко отрегулировать максимальную величину процентной ставки или перечень кредитуемых отраслей не очень эффективны. В любом случае, требования должны быть сформулированы до, а не после предоставления средств.

Попытки зайти с другого фланга – использовать прямое государственное финансирование в обход банковской системы – неоднозначный по влиянию на экономику инструмент, это приводит к чрезмерному «огосударствливанию». Руководство страны очень осторожно подходит к использованию этих возможностей, опасаясь ненужного увеличения роли государства на рынке.

Непрозрачность механизмов поддержки приводит к возникновению различных форм недобросовестной конкуренции: принимаются неэффективные решения, в том числе из-за злоупотребления административными ресурсами, коррупции. Из-за непрозрачности действий регулирующих органов и госкомпаний основной объем торгов российскими ценными бумагами «ушел» в Лондон.

Цикличность развития лежит в основе любой экономики, это естественный процесс. Поэтому главная задача – минимизировать потери от кризиса, смягчить его последствия. Именно для обеспечения возможности «мягкой посадки» в течение долгого времени накаливались значительные средства: Резервный фонд, международные золотовалютные резервы.

Сейчас время эффективных действий и эффективных решений. Для этого должны быть согласованы позиции различных экономических агентов. В первую очередь это касается бизнеса – его мнение должно быть услышано и принято во внимание.

Хочу отметить, что в этом направлении есть движение вперед. Было анонсировано, что с 1 января 2009 года будет принят ряд стимулирующих налоговых мер, в том числе и снижение налога на прибыль на 4% и изменение в его администрировании. РСПП всячески поддерживает подобные меры и неоднократно заявлял об их необходимости.

В условиях кризиса и острой нехватки средств снижение налогового бремени может стать одной из самых эффективных форм государственной поддержки, особенно для тех предприятий, кто еще на плаву. Причем без избыточного «ручного управления». Однако есть сомнения, что в следующем году прибыль компаний будет достаточной для того, чтобы эти 4% отыграли возросший ЕСН.

В любом случае, одной точечной меры в виде снижения налога на прибыль недостаточно, требуется адаптация всей налоговой системы к кризису: введение различных отсрочек и каникул, снижение НДС и изменение его администрирования, инвестиционные льготы. Тогда антикризисное фискальное управление станет действительно приносить ощутимые плоды.

Необходимо скорейшее принятие мер, направленных на оживление финансовой системы, на устранение образовавшихся «тромбов». Существует несколько направлений действий, экстренных и тактических. В качестве экстренных действий возможно расширение полномочий центрального банка, расширение спектра его деятельности, прямое кредитование ряда предприятий. В качестве тактических – оживление межбанка, введение различных стимулирующих мер, в первую очередь за счет изменения «узких» мест законодательства.

Критически важным, и в настоящее время непроработанным моментом является координация действий всех экономических агентов. Отсутствие согласованности действий может свести на нет самые правильные меры и усилия. Кризис – не время удивлять всех неожиданными мерами, кризис – время конструктивного диалога бизнеса и власти.

Важнейшим фактором выхода из кризиса являются доверительные отношения между различными участниками. Поэтому так важна безопасность, в том числе информационная. В тяжелые для всех моменты всегда есть недоброжелатели, которые попытаются ими воспользоваться. Технологии черного PR, умноженные на развитие информационной инфраструктуры, могут подорвать доверие к любой организации и привести к ее краху.

Завершая свое выступление, я хотел бы отметить, что у России достаточный запас прочности, «подушка безопасности» чтобы справиться с этим кризисом и даже выгодно воспользоваться им. Ведь любая структурная перестройка мировой экономической системы – это не только время потерь, это время возможностей, время новых порядков и новых рынков, время перспектив и инвестиций. Потенциала хватит, но чтобы его раскрыть, нужна продуманная системная антикризисная политика и координация действий всех участников.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку