По мнению Александра Мурычева, действия регулятора вполне логичны и основываются на целом ряде факторов. В первую очередь, Банк России руководствовался ведущим макропоказателем - ростом инфляционного процесса в стране. По итогам 2010 года рост потребительской корзины составил 8,8 процентов, то есть реальная планка всех правительственных прогнозов была преодолена. Не очень благоприятные перспективы и на 2011 год: несмотря на прогнозируемые правительством 6-7 процентов инфляции по итогам года, уже в январе ее рост оставил 1,8 процента.
Другим, немаловажным фактором является трудно прогнозируемое состояние экономики на среднесрочную перспективу, ее неустойчивый рост. «По оценкам РСПП, в январе повышение индекса деловой активности очень и очень незначительное. Это говорит о том, что мы фактически входим в полосу стагнации, если вести речь о несырьевой структуре экономики, констатировал Александр Мурычев.
На его взгляд, в неустойчивость ведения бизнеса в России вносит свой вклад повышение налогово-административной нагрузки, высокие ставки по кредитам, отсутствие предпосылок к снижению «замороженной» на 8 месяцев ставки рефинансирования. Поэтому, бизнес сегодня склонен рассчитывать на собственные силы, чем на кредитную поддержку банков, которые в свою очередь проявляют осторожность и ориентируются на пессимистичный сценарий - раскручивание инфляции и увеличение ставки рефинансирования. Следствием неустойчивости рынка является отток капитала из России, который, к сожалению, продолжается.
«Такая общая картина подталкивает ЦБ оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и увеличить нормативы обязательного резервирования. Эти решения я вполне одобряю и считаю, что они совершенно адекватны в той ситуации, которая складывается на сегодняшний день на рынке, в том числе, имея в виду высокий уровень ликвидности банковского сектора», - резюмировал эксперт.
25 марта 2025 года
