По его мнению, повышенные требования к системно-значимым финансовым институтам должны включать:
- внимание к корпоративному управлению (в части эффективного контроля за рисками со стороны совета директоров);
- тщательный анализ рисков, связанных с использованием финансовых инноваций;
- установление повышенных нормативов достаточности капитала и ликвидности;
- ужесточение антимонопольного регулирования;
- возможность введения специальных налогов на банковскую деятельность.
Вопрос системных рисков остается главным вопросом в посткризисном построении банковских стратегий. По мнению Александра Хандруева, уверенность банка в том, что он всегда сможет получить господдержку, создает риск недобросовестного поведения, когда полная или частичная ответственность за действия на финансовом рынке перекладывается на государство. При этом, селективная государственная поддержка крупных банков деформирует конкурентную среду.
В кризис на поддержку банковских систем правительствами ведущих стран были потрачены беспрецедентные суммы, причем львиную долю этих денег получили банки, которые внесли «наибольший» вклад в развертывание глобального экономического кризиса.
«Поэтому макропруденциальное регулирование, сейчас стало одной из главных тем на повестке дня в развитых странах. Это подтверждает закона Додда-Фрэнка, принятый в США. Его лейтмотив – не допустить монопольной власти отдельных финансовых институтов, так как для таких гигантов нужны особые стандарты управления рисками», - отметил Александр Хандруев.
25 марта 2025 года
