По статистике Банка России, в 2021 году совершено более 1 миллиона операций без согласия клиента на сумму 13,6 млрд руб. В 2020 году ущерб от мошеннических действий составил 9,8 млрд рублей. Доля возврата похищенных средств в 2020 составила 11%, в 2021 году – менее 7%.
Алексей Войлуков подчеркнул, что давно назрела необходимость законодательных изменений в механизм противодействия кибермошенничеству.
Он напомнил, что Ассоциация банков России предложила изменить подход к механизму противодействия мошенникам, позволяющую по заявлению гражданина оперативно блокировать похищенную сумму на счете потенциального мошенника на срок 25 рабочих дней с целью сохранить эти средства от немедленного вывода и дать возможность потерпевшему обратиться в суд для защиты своих прав и вынесения обеспечительных мер на украденную сумму.
Он также остановился на важности оперативного взаимодействия по киберинцидентам между кредитными организациями, Банком России, МВД, судебной системой. Электронное взаимодействие между заинтересованными органами позволит сократить сроки на сбор документов для обращения клиента в суд (сейчас это занимает больше 3 недель) и позволит правоохранительным органам начать поиск злоумышленника по горячим следам.
Алексей Войлуков также отметил, что в текущих условиях ухода с российского рынка крупных поставщиков программного обеспечения и ИТ-оборудования, а также оттока ИТ-специалистов в профильные компании, Ассоциация банков России предлагает рассмотреть возможность применения инструментов государственной поддержки по аналогии с компаниями ИТ-сектора, включая налоговые льготы на ближайшие три года, субсидирование отечественных разработок, в отношении ИТ-подразделений и служб информационной безопасности кредитных организаций. Такие меры позволили бы сохранять стабильность и бесперебойность функционирования банковского сектора.
18 апреля 2022 года
Москва,
Цифровое деловое пространство
13 января 2025 года
9 января 2025 года