70 законопроектов по финансовому рынку

14/01/19 16:07
70 законопроектов по финансовому рынку

Председатель комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков 14 января дал в ТАСС пресс-конференцию, на которой рассказал журналистам о планах комитета на весеннюю сессию.

Дорогу цифровым активам

В портфеле комитета Государственной Думы по финансовому рынку на данный момент находятся около 70 законопроектов, и 80% из них планируется рассмотреть в весеннюю сессию 2019 года. Основными из этих законодательных инициатив Анатолий Аксаков назвал «долгожданный законопроект о цифровых финансовых активах», закон о регулировании инвестиционных платформ (о краудфандинге), а также изменения в Гражданский кодекс. Законопроект о цифровых финансовых активах находится на согласовании в ГПУ, уточнил Анатолий Аксаков, и «отношение к этому документу достаточно позитивное».

- Мы договорились о том, что законопроект о цифровых активах будет принят в связке с упомянутыми двумя актами, - сказал глава комитета по финрынку. - В январе-феврале (скорее всего, конечно, в феврале) рассмотрение всех трёх законопроектов должно пройти. Поскольку все заточены на это. Есть позиция Администрации президента.

Замечания к документу, которые существуют на данный момент, в основном касаются юридической техники, а по концептуальным вопросам договорённость уже достигнута, подчеркнул Анатолий Аксаков.

Кроме того, законопроект, регулирующий деятельность электронных площадок (маркетплейс) внесён Анатолием Аксаковым на рассмотрение Государственной Думы в конце декабря.

- У нас был план к 15 февраля этот законопроект принять, для того чтобы запустить тот пилотный проект, который сейчас уже готовится с участием около двадцати кредитных организаций и Московской биржи, - отметил глава комитета.

Что в подписи тебе моей…

Следующая «большая порция законодательных актов» связана с признанием юридической значимости электронных документов. Законопроект готов и находится на внутреннем согласовании. По словам Анатолия Аксакова, депутаты Госдумы готовы сами внести этот документ на рассмотрение, с тем чтобы ускорить решение вопроса. Законопроект очень значим с точки зрения сокращения бумажного документооборота и стимулирования цифровой экономики. С этим же законопроектом связано изменение законодательства о цифровой подписи. Подготовлены две версии документа, которые определяют регулирование удостоверяющих центров, касающихся цифровой подписи. На 80% эти две версии совпадают. Вопрос лишь в том, будет ли удостоверение подписей сконцентрировано в частных, негосударственных структурах, либо часть этой работы всё же будет передана государственным службам. После завершения дискуссии ожидается внесение законопроекта на рассмотрение Госдумы. Скорее всего, это произойдёт в феврале.

Надзор за аудиторами

Грядёт и «долгожданное изменение закона об аудите», напомнил Анатолий Аксаков. Некоторые вопросы этого рынка, по его мнению, остаются неразрешёнными. Например, о том, сколько у аудиторов должно быть саморегулируемых организаций. Базовым законом о саморегулировании предусмотрено, что количество членов СРО должно составлять не менее 26% участников рынка (то есть, максимум могут существовать три саморегулируемые организации). «С моей точки зрения, надо оставить всё как есть. Сейчас на этом рынке работают две СРО, и пусть себе спокойно работают», - считает глава комитета Госдумы по финансовому рынку. В то же время, некоторые эксперты настаивают на существовании всего одной СРО, с тем чтобы исключить переманивание компаний из одной СРО в другую за счёт определённых послаблений.

- Надо уйти от количественных параметров в данном вопросе, - уверен Анатолий Аксаков.

По его мнению, главное, чтобы повысилось качество аудита. Этому и призван способствовать законопроект, который наделит Центральный банк полномочиями по надзору за аудиторскими организациями, которые осуществляют аудит системно-значимых организаций – таких, как банки, крупные эмитенты и т.д.

Окружить потребителя защитой

В портфеле комитета по финансовому рынку есть и законопроекты, направленные непосредственно на защиту потребителей финансовых услуг. В прошлом году было ограничено начисление пени, штрафов и процентов по потребительским кредитам, напомнил Анатолий Аксаков. Следующим этапом должно стать принятие законопроекта, который предусматривает возврат страховой премии в случае досрочного погашения потребительского кредита. «Закон принят в первом чтении, и мы его в ближайшее время рассмотрим во втором, третьем чтении, соответственно, он вступит в силу. Справедливый закон, инициирован Правительством, и мы его поддержали», - прокомментировал Аксаков.

Есть в портфеле комитета и резонансный документ – законопроект о категоризации инвесторов, предусматривающий деление инвесторов на четыре категории (особо защищаемых неквалифицированных, простых неквалифицированных, простых квалифицированных и профессиональных квалифицированных инвесторов). Законопроект бурно обсуждается рынком, отметил Анатолий Аксаков, «стоит задача подготовить его к первому чтению», которое ожидается ориентировочно в начале февраля. «Дальше будем дорабатывать его уже ко второму и третьему чтениям», - добавил Аксаков.

Председателю ЦБ – карт-бланш

Ещё один документ, который затронет потребителей финансовых услуг, связан с досудебной блокировкой сайтов.

- Вы знаете, что буквально накануне окончания осенней сессии мы внесли законопроект, авторами которого, прежде всего, являются председатель Госдумы Володин Вячеслав Викторович и председатель Совета Федерации Матвиенко Валентина Викторовна, законопроект, направленный на предоставление права Центральному банку блокировать сайты, которые осуществляют фишинговые операции, то есть сайты-двойники легальных организаций, на блокировку сайтов, распространяющих информацию о нелегальных кредиторах… и сайтов, которые распространяют информацию о финансовых пирамидах, - рассказал Анатолий Аксаков. – Хотел подчеркнуть, только председатель ЦБ может принять решение о блокировке соответствующих сайтов.

С сайтами, распространяющими вирусы, ситуация более сложная – проектом закона предусмотрена их досудебная блокировка, но с обязательным последующим судебным разбирательством. «Мы посчитали, что в этом случае необходимо дополнительное расследование, действительно ли сайт запускает вирус с тем, чтобы проникнуть к счетам граждан, а также скрытым данным финансовых и нефинансовых институтов», - пояснил Анатолий Аксаков.

Лизинг и платёжные системы

В соответствии с ещё одним законопроектом, вводится регулирование крупнейших лизинговых компаний, аффилированных с кредитными организациями, а также самих кредитных организаций, которые осуществляют лизинг, и всех лизинговых компаний с госучастием. Такие компании должны войти в реестр Центрального банка и регулироваться им.

- По нашим оценкам, лизинговые компании занимают второе место по объёмам услуг на финансовом рынке, после банков, но большое количество этих лизинговых компаний являются убыточными, – заявил Анатолий Аксаков. – Требуется наведение порядка на этом рынке. Понятно, что будет жёсткая дискуссия, но мы к этому готовы, и будем вместе с рынком дорабатывать этот законопроект.

Кроме того, внесены два законопроекта, касающиеся Национальной платёжной системы, регулирующие взаимоотношения с платёжными агрегаторами, приложениями, банками и т.д., в том числе не зарегистрированными на территории Российской Федерации.

- Мы здесь хотим максимально защитить потребителей и внутренний рынок от всевозможных трансграничных финансовых услуг, создавая более благоприятные условия для своих институтов, - подчеркнул Анатолий Аксаков.

«Год будет стабильным»

- У меня есть большое сомнение в том, что ЦБ будет понижать ключевую ставку в течение года. Я рассчитываю, что и повышать её он тоже не будет, - заявил председатель комитета Государственной Думы по финансовому рынку, отвечая на вопросы журналистов. - 2019 год, я думаю, будет достаточно стабильным с точки зрения процентов по привлекаемым ресурсам и по кредитам.

Отвечая на вопрос о реформе ОСАГО, Анатолий Аксаков отметил, что лишь одна страховая компания повысила тарифы для недобросовестных водителей, при этом не снизив тариф для добросовестных. Большинство компаний вообще не поменяли тарифы. И ещё одна компания понизила стоимость для добросовестных водителей, при этом повысив её для часто нарушающих правила автолюбителей.

- А учитывая, что недобросовестных у нас 20% водителей, а 80% - добросовестных, то ситуация для большинства не ухудшится. Опасения, связанные с риском повышения тарифов, не оправдались, - заявил Аксаков. – Мы, как и обещали, мониторим ситуацию.

Либерализация ОСАГО и пенсии

Говоря о либерализации ОСАГО, депутат отметил: «Я бы хотел, чтобы Минфин наконец разродился законопроектом, чтобы уже было о чём говорить. Думаю, если этот документ будет внесён, то Правительством, потому что депутаты не рискнут, наверное, внести такой резонансный законопроект».

Журналистов интересовала и судьба законопроекта об ИПК (индивидуальном пенсионном капитале). Анатолий Аксаков отметил, что этот документ «давно дискутируется, но вынесение его активно тормозится», не уточнив, кем именно. По мнению Анатолия Аксакова, законопроект насущно необходим, поскольку он позволит гражданам на добровольной основе формировать финансовую подушку для жизни в старости, а также поспособствует притоку инвестиционных средств на финансовый рынок.

- И Правительство, и ЦБ опасаются реакции на этот законопроект, опасаются недобросовестных комментаторов, сажем так… - считает Анатолий Аксаков. – Я только могу сказать, что документ не поступил в Госдуму, хотя заверения в этом были ещё в прошлом году.

В целом же на рассмотрение Госдумы в ближайшее время должно быть внесено более пятидесяти законодательных инициатив, из них более двадцати должны пройти через комитет по финансовому рынку, добавил на пресс-конференции Анатолий Аксаков.

Москва.

  • Дарья Балабошина
  • Finversia.ru
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER