Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Российско-китайские макротренды: рост взаимного присутствия в финансовых активах

Мурычев Александр Васильевич

Мурычев Александр Васильевич

Российско-китайские экономические отношения, основанные на стратегическом партнерстве, имеют большой потенциал для развития.

В финансировании и в создании удобных финансовых механизмах заинтересованы проекты, где идут масштабные вливания средств Китая в инфраструктуру России, и в совместные предприятия одной страны на территории другой. Китай готов модернизировать российские порты, строить железнодорожные скоростные магистрали в рамках «Шёлкового пути», чтобы выигрывали в цене и в скорости товаропотоки в Россию и в Европу, готов участвовать в производстве сжиженного газа и электроэнергии. Запущены совместные проекты с общими разработками в авиастроении – с общим допуском не только на этап производства, но и конструирования.

В 2018 году подписано Соглашение между ЕАЭС и Китаем о торгово-экономическом сотрудничестве. ЕАЭС и Китай намерены использовать соглашение для стимулирования взаимной торговли.

Для этого нужны максимально простые и быстрые, выгодные китайскому и российскому бизнесу схемы взаимного кредитования, конвертации денежных средств из юаней в рубли и обратно, минуя долларовые расчёты. Клиринг и удобные механизмы обмена необходимы для финансирования всех совместных проектов.

Российские квалифицированные инвесторы рассматривают возможность инвестиций во фьючерсные сделки на сырую нефть и железную руду в Китае, а НКО «Национальный клиринговый центр» согласовывается на вхождение в качестве международного участника в торговой деятельности Шанхайской биржи золота. На территории России действует шесть дочерних кредитных организаций китайских банков и их четыре подразделения.

Промышленно-торговый банк Китая (ICBC) назначен клиринговым банком по операциям в юанях на территории России. Банк России отметил, что расчетно-клиринговый центр будет способствовать созданию в России пула юаневой ликвидности, достаточного для обеспечения беспрепятственного проведения расчетов по торговым и финансовым операциям в китайской валюте, а также расширению использования национальных валют во взаимных расчетах. Это важный финансовый механизм, необходимый для интенсификации экономического сотрудничества между Россией и Китаем.

Банк России предложил подключение иностранных участников, включая китайских, к системе передачи финансовых сообщений (СПФС) – российскому аналогу SWIFT. Таким образом иностранные контрагенты смогут взаимодействовать с российскими компаниями, попавшими под санкции.

В свою очередь КНР объявила о запуске второго этапа развития трансграничной платежной системы CIPS (Cross-border interbank payment system).

Продолжается сотрудничество платежных систем наших стран. Успешно реализован кобейджинговый проект между Национальной системой платежных карт (НСПК) и UnionPay.

Рейтинговое агентство АКРА подписало меморандум о сотрудничестве с китайским рейтинговым агентством Golden Credit Rating International. Агентство Golden Credit входит в пятерку крупнейших китайских рейтинговых агентств.

Некоторые российские компании уже имеют опыт привлечения финансовых ресурсов в юанях (но не в России). Ставки по долгу в юанях в среднем выше, чем в долларах или евро. Но под влиянием расширения взаимной торговли и санкционных рисков, не только расчеты, но и финансирование инвестиционных проектов (международных) в юанях может становиться рациональным. Если Министерство финансов РФ начнет реализовывать план по размещению облигаций в юанях, российские компании получат ориентир цены заимствования, который сделает частные заимствования проще.

Для российского правительства непосредственная выгода от заимствований в юанях, в основном, состоит в диверсификации инвесторской базы. И, как следствие, в потенциально более стабильных ставках заимствований (в том числе менее восприимчивых к изменениям санкционного режима).

Существующая финансовая структура в целом позволяет обеспечивать потребности бизнеса. Однако, несмотря на широкую корреспондентскую сеть, плавный рост расчетов в национальных валютах и достижения двустороннего финансового сотрудничества, есть проблемы, связанные с расширенной интерпретацией рядом китайских банков ограничительных мер третьих стран в отношении России.

Несмотря на шаги, предпринимаемые Банком России и Народным банком Китая, российские банки отмечают ужесточение требований со стороны китайских коммерческих банков на предмет соблюдения установленных процедур по зачислению на счета, что приводит к задержкам при проведении платежей клиентов российских банков и платежей в пользу компаний в России.

Невысока роль долгового рынка, он еще менее значимый с банковским взаимодействием. У долговых рынков России и Китая больше различий, нежели сходств. Основные расхождения связаны с такими параметрами, как структура рынков, доступ на них, правила раскрытия информации, кредитные рейтинги, регулирование и т.д. Все это требует специальных мер регулирования.

В рамках углубления и ускорения сотрудничества актуальны и вопросы защиты инвестиций, с учетом различных правовых систем. В этом направлении возможны решения в виде двухстороннего наднационального арбитража, финансового омбудсмена, во внедрении которых активное участие может принять РСПП.

Одна из ключевых проблем. В Китае нет объективной информации о возможностях российской экономики, программах сотрудничества, нормативных условиях вхождения в бизнес-проекты.

Российские и китайские власти пока отложили идею подписать соглашение о взаиморасчетах в национальных валютах. Однако, идея по-прежнему актуальная, более того, глобальные вызовы подвигают нас к реализации этой идеи. Важнейший аргумент в пользу подписания соглашения – расширение торгово-экономического сотрудничества между странами. По итогам 2018 года совокупный торговый оборот составил порядка $100 млрд. Наши страны рассчитывают вывести оборот двусторонней торговли на уровень  $200 млрд. к 2020 году.

Не менее важный аргумент – через увеличение объема расчетов в национальных валютах добиться снижения позитивного эффекта санкций США в отношении России, повысить надежность банковского обслуживания торговых операций.

Доля расчетов в национальных валютах невелика в сравнении с масштабами экономического сотрудничества. Хотя есть рост. По заявлению Антона Силуанова (декабрь 2018 года) в юанях на 14%, в рублях – около 7-8%. Доля рублей и юаней в расчетах на экспорт из России в Китай составила в 1-м квартале 2018 года 8,8% (остальное в долларах), за импорт в Россию из Китая – 21%.

Очевидны и проблемы, связанные с увеличением объема операций в национальных валютах, которые в значительной степени касаются взаимоотношений с другими ведущими игроками, прежде всего США. Угроза вторичных санкций довлеет.

Объем торговли Китая с США колоссальный, он составляет по итогам 11 месяцев 2018 года $582,8 млрд. При этом платежный баланс Китая в торговле с США в очередной раз оказался положительным. Таким образом, Китай проявляет осторожность, чтобы не навредить экономическим отношениям с ведущим партнером. И это понятно.

Тем не менее, рост взаимного присутствия китайского и российского бизнеса в промышленных и финансовых активах наших стран очевидная тенденция. По мере создания доверительной среды, комфортных регуляторных условий с обеих сторон эта тенденция будет укрепляться.

Портал Finversia.ru, 22 февраля 2019 года.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку