Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Выступление на XXXII Общем собрании Ассоциации «Россия» 26 мая 2017 года

Мурычев Александр Васильевич

Мурычев Александр Васильевич

   

1. О работе Ассоциации «Россия» за прошедший отчетный период

В целом положительно оценивая работу Ассоциации, ее Правления, рабочих и консультативных органов, с учетом новых вызовов необходимо сосредоточить усилия и ресурсы на ряде основных направлений. Этому вопросу были посвящены два последних заседания Совета Ассоциации. Проект предложений находится у вас на руках. Прошу внимательно с ним ознакомится и внести свои предложения.

Наше взаимодействие с ЦБ с каждым годом приобретает все более конструктивный и взаимовыгодный характер. На всех наших мероприятиях присутствуют представители руководства Банка России, а на крупных, знаковых – Председатель Банка России Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Наши представители входят в консультативные советы и рабочие группы Банка России. Конечно, на ряд действий ЦБ у нас разные точки зрения, но в том и заключается наша работа, чтобы сближать их. Не все и не всегда получается, но стремление к этому есть и у нас и у руководства Банка России.

2. Проблемы

Положение в российском банковском секторе остается неустойчивым, особенно среди банков, обслуживающих потребности региональной экономики. Наибольшую тревогу вызывают:

- все большая концентрация банковского бизнеса в государственном секторе;

- слишком медленное решение проблемы накопленных банками неработающих кредитов, что подрывает их возможности расширить кредитование;

Решать проблему плохих долгов за счет реструктуризации ранее выданных кредитов, это путь в никуда. То, что «прошло» в 2016 г., уже не пройдет в 2017 г. Поэтому в текущем году банки, скорее всего, будут вынуждены досоздавать резервы на возможные потери по ссудам, что приведет к росту стоимости риска.

- волатильность номинального обменного курса рубля и непредсказуемость его динамики. Это не позволяет российским предприятиям осуществлять планирование хозяйственной деятельности.

Идут жарки споры – одни доказывают, что ЦБ должен укрепить рубль, другие – ослабить и при этом ссылаются на экспортеров. Бизнесу нужен ни слабый, ни крепкий рубль - нужен стабильный, прогнозируемый. Это отвечает интересам и общества.

3. О направлениях развития финансовых инноваций и регуляторной поддержке

Последние годы отмечены значимой динамикой в сфере финансовых технологий. В числе наиболее значимых технологических решений следует упомянуть использование облачного программного обеспечения; разнообразные мобильные устройства и приложения; источники «больших данных»: социальные сети, данные мобильных устройств и другие; аналитические инструменты: машинное обучение, распознавание голоса, видео; развитие интернета вещей и технологий распределенных реестров.

Наиболее активно такие преобразования происходят в секторах потребительского банковского обслуживания и платежей, за которыми следуют страхование и управление активами.

Развитие технологий, а также повышение уровня готовности общества и бизнес-среды воспринимать эти технологии, будет оказывать существенное влияние на функционирование и развитие финансового сектора в ближайшие годы.

Российский бизнес уже начал интеграцию в мировое финансовое пространство, меняющееся под воздействием развития финансовых технологий. Но внедрение инноваций в финансовой индустрии зачастую упирается в ограничения законодательства.

Но действовать надо осторожно.

Возможным решением могло бы стать установление законодательной возможности проведения «финансового  эксперимента»: правового режима, при котором определенный субъект рынка (участник финансового эксперимента) вправе отступать от действия ограничительных норм законодательства. Право принятия решения о проведение финансового эксперимента могло бы быть предоставлено специально созданному Межведомственному координационному Комитету, в состав которого вошли бы представителей органов государственной власти и управления (в том числе Банка России, Минфина России, Росфинмониторинга) и ассоциаций участников финансового рынка.

По результатам финансового эксперимента можно было бы сформулировать предложения по изменению законодательства и подзаконного регулирования с целью внедрения соответствующих инновационных форм, форматов и способов предоставления финансовых услуг на постоянной основе.

Данное предложение находится в общемировом регуляторном тренде, в настоящее время так называемые «регуляторные песочницы» уже реализуются, в частности, в Великобритании, Сингапуре, ОАЭ и  Австралии. Ассоциация в этом ключевом направлении должна занять свое ведущее место.

4. О развитии системы профессиональных квалификаций на финансовом рынке

Все опросы работодателей последних лет говорят о проблеме квалификации кадров, низкой компетентности на всех уровнях и в отраслях.

1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон №238-Ф3

«О независимой оценке квалификации», которым предусматривается проведение НОК в целях оценки качества специалистов всех профилей и специальностей в соответствии с требованиями работодателя.

СПКФР во взаимодействии с профессиональными участниками и работодателями уже разработал более 35 профессиональных стандартов в банковском деле, фондовом, страховом, платежном, лизинговом, пенсионном и других рынках. На этот год запланирована разработка ещё 15 профстандартов.

Кстати с Банком России мы находим общее понимание в этом вопросе, идут последние согласования и выходим на подписание соответствующего соглашения.

Конечно, о массовом применении российскими компаниями и банками проф. стандартов говорить пока рано.

Тем не менее уже сейчас в созданных по стране ЦОКах проходит экзаменационная аттестация специалистов в области бухгалтерского учета, оценочной деятельности, внутреннего контроля и аудита.

Есть договоренность с собственниками Банка Кубань Кредит (Краснодар) и СКБ-Банк (Екатеринбург) о проведении в тестовом режиме аттестации специалистов в соответствии с утвержденными новыми профессиональными стандартами.

Полномасштабно идет работа с ВУЗами страны по проведению ПОА программ подготовки специалистов финансового рынка. Эта работа проводится в Финансовом университете, РАНХ и ГС, С.Петербургской гос. экономическом университете, Уральском Федеральном государственном университете и других. Проводится экспертиза ФГОС проф. образования. В Справочнике новых профессий за 2016 год внесено 30 востребованных профессий финансового рынка.

Эта масштабная работа должна быть одной из главных направлений в деятельности Ассоциации «Россия». Задача – добиться высокого уровня компетенции, профессионализма, качества подготовки специалистов фин. рынка.

5. ЕАЭС – интеграция финансовых рынков

В соответствии с Договором о ЕАЭС Стороны взяли на себя обязательство к 2025 году сформировать общий финансовый рынок в банковской и страховой сферах, а также в сфере обращения ценных бумаг.

Совет ЕЭК одобрил проект Соглашения о подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в странах ЕАЭС. Соглашение направлено на обеспечение свободы движения капитала и денежных средств финансового рынка в государствах-участниках.

В документе определен перечень валютных операций резидентов государств ЕАЭС, к которым страны Союза не будут применять валютные ограничения. В частности, это касается:

- расчетов между резидентами ЕАЭС за поставку товаров и услуг и приобретение недвижимости;

- биржевых операций с ценными бумагами;

 - предоставления и возврата банковских кредитов и займов;

- денежных переводов физических лиц внутри таможенной территории Союза.

Соглашение предоставит возможность физическим и юридическим лицам открывать на недискриминационной основе счета во всех банковских учреждениях любого из государств-членов ЕАЭС.

Общий финансовый рынок призван соответствовать следующим критериям:

- гармонизированные требования к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов;

- взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена на территориях других государств-членов;

- осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на всей территории Союза без дополнительного учреждения в качестве юридического лица;

- административное сотрудничество между уполномоченными органами.

Государства-члены Союза договорились о создании наднационального органа по регулированию финансового рынка с месторасположением в городе Алматы в 2025 году после завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков.

РСПП, Ассоциация «Россия» и международные структуры образованные по ее инициативе МБС СНГ и ЦВЕ, ФБА ЕАЭС  активно участвуют в совместной работе с Евразийской экономической комиссией по всему спектру интеграционного направления, а также по анализу возможностей и путей увеличения расчётов на рынке ЕАЭС в национальных валютах.

6. О повышении роли Ассоциации «Россия» по развитию финансового посредничества

Ассоциация «Россия» накопила организационный и экспертно-аналитический потенциал за годы своей деятельности. Однако нынешние условия диктуют необходимость усиления ее роли укреплении и развитии банковской системы страны.

Макроэкономический фактор меняется с негативного на позитивную динамику. И это уже подвигает банки к корректировке своих бизнес-стратегий. И здесь Совету и Правлению необходимо сосредоточиться на формировании предложений по развитию добросовестной конкуренции, инструментах по снижению издержек, изучению международного опыта.

Важно укрепить аппарат квалифицированными специалистами. Предстоит серьезная работа по совершенствованию правовой среды, повышению эффективного ведения бизнеса, обеспечению баланса мер по защите интересов клиентов банков и мер по защите прав кредиторов, обобщению опыта внедрения инновационных технологий и включению регуляторных начал.

Очень важно, чтобы Ассоциация стала центром пропаганды и внедрения принципов лучших практик корпоративного поведения и управления.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку