Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Инновационные программы должны довлеть над всем остальным

Мурычев Александр Васильевич

Мурычев Александр Васильевич

Российский союз промышленников и предпринимателей представил доклад о состоянии делового климата. Что показали результаты этого исследования? Как компании оценивают динамику делового климата, налоговой нагрузки? Какие проблемы для российского бизнеса компании оценивают как наиболее острые? На эти вопросы "РГ" ответил исполнительный вице-президент РСПП, член Президиума ВЭО России Александр Мурычев.

Александр Мурычев: Предпринимательской деятельности в России согласно результатам опроса 2016 года мешают три ключевые проблемы: снижение спроса, недостаток квалифицированных кадров, рост цен и тарифов, при этом для бизнеса они в равной степени значимы: каждый из вариантов набрал чуть менее трети голосов.

Если в предыдущие годы респонденты могли определить наиболее острую проблему для российского бизнеса: в 2007 году - недостаток квалифицированных кадров с долей 52,5%, в 2011 году - избыточно высокие налоги с долей 47,2%, то в отчетном году участники опроса разошлись во мнениях.

Близко к этим ответам расположились еще два, набравшие одинаковую долю 28,5%, - "коррупция в органах власти" и "чрезмерное контрольно-надзорное давление на бизнес". Значимость коррупционной составляющей во взаимоотношениях бизнеса и власти постепенно снижается: за десять лет данную проблему стали отмечать реже, доля варианта снизилась на 14,5% (в 2007 году его доля была 42,9%, в 2011 году - 38%).

Избыточно высокие налоги в качестве главной проблемы для бизнеса назвали в 2016 году 27,9% респондентов. Этот ответ находится на шестом месте списка главных проблем для российского бизнеса, утратив за прошедшие десять лет свое первостепенное значение: в 2007 году он был в лидерской тройке на втором месте с долей 45,1%, в 2011 году, как уже было сказано, занимал первое место.

Примерно четверть компаний отметила, что российскому бизнесу мешают в первую очередь сложность с доступом к кредитным ресурсам и недобросовестная конкуренция (доля первого из вариантов выросла по сравнению с данными 2007 и 2011 годов на 6%, доля второго осталась за все годы неизменной).

Высокие административные барьеры - наиболее острая проблема для бизнеса, по мнению 22,8% участников опроса. Этот вариант оказался оттеснен на девятое место списка проблем, потеряв по сравнению с 2007 годом долю 19,5%, а за последние пять лет - 14,1%.

Замыкает ТОП-10 наиболее острых проблем, мешающих деятельности компаний, неэффективная судебная система с долей 19%. В 2007 году данный ответ находился на девятом месте, набрав долю 16,1%, в 2011 году - на десятом месте с долей 11,3%.

Есть ли у РСПП предложения по решению этих проблем?

Александр Мурычев: В соответствии с поручением по реализации Послания президента Российской Федерации деловые объединения подготовили консолидированные предложения по плану действий правительства на период 2017-2025 года и сформировали на его основе единый перечень из 25 приоритетных пунктов.

Меры, предложенные объединениями, предполагают снижение избыточной нагрузки на бизнес, как фискальной, так и административной, а также повышение предсказуемости политики государства в данной сфере.

Не менее важно стимулирование, в том числе налоговое, инвестиционной активности компаний. Необходимо как повышение эффективности существующих налоговых льгот, например в части расходов на НИОКР, так и введение "инвестиционной льготы" в оптимальном для бизнеса формате.

Подготовлены предложения по развитию малого и среднего бизнеса, включая стимулирование компаний, организующих специальные обучающие программы для поставщиков из числа малых и средних компаний, предоставление возможности организациям, использующим упрощенную систему налогообложения в добровольном порядке становиться плательщиками НДС.

Много предложений подготовлено и в части повышения эффективности публичной экспертизы проектов нормативных правовых актов, включая распространение процедуры, аналогичной ОРВ, на законопроекты перед вторым чтением в ГД ФС РФ, дополнение формы финансово-экономического обоснования развернутой оценкой расходов юридических и физических лиц по исполнению предлагаемых решений.

Есть предложения и по совершенствованию системы государственного регулирования цен (тарифов), в том числе на законодательном уровне.

В целом системные предложения деловых объединений направлены на ликвидацию "узких мест" делового климата и стимулирование бизнеса.

Практика показывает, что "ползучий" рост налоговой нагрузки продолжается, несмотря на мораторий на изменение в налоговой сфере? С чем это связано?

Александр Мурычев: Рост нагрузки в 2017 году и риски ее дальнейшего повышения связаны с несколькими решениями, в частности, с 2017 г. меняется порядок учета убытков, увеличиваются пени, корректируются подходы к налогообложению в нефтегазовой сфере.

В 2016 году удалось добиться важной уступки бизнесу - в Основные направления налоговой политики на следующую трехлетку был включен расчет фискальной нагрузки на основании методологии, подготовленной РСПП, но нужен следующий шаг. Предлагаем не только использовать методологию РСПП для определения текущей величины фискальной нагрузки на бизнес, но и фиксировать ее предельный уровень.

Отдельный вопрос: неналоговые или обязательные публичные платежи. Как, по мнению РСПП, надо решать эту проблему?

Александр Мурычев: При активном участии РСПП и других деловых объединений принят план мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования.

В январе 2017 г. Председатель правительства РФ своим поручением ввел мораторий на новые неналоговые платежи до момента подготовки федерального закона, который будет их регулировать. Необходимо завершить подготовку федерального закона, закрепляющего общие принципы установления, введения, взимания и регулирования неналоговых платежей, а также оперативно сформировать единый реестр таких платежей.

Какой, по вашим ожиданиям, будет политика ЦБ РФ в 2017 году? Сейчас есть напряжение в плане дальнейших перспектив рынка после принятия закона о пропорциональном регулировании...

Александр Мурычев: РСПП, банковские объединения изначально были настроены на конструктивное взаимодействие с руководством ЦБ с тем, чтобы Центральный банк учел принципиальные пожелания, которые банковское сообщество выдвигает. Пропорциональное регулирование - это важнейший момент, он фактически впервые за 30 лет функционирования в целом рыночной банковской системы привносит в нее революционные изменения. Мы всегда жили в двухуровневой системе: был и есть Центральный Банк, регулятор, и была сеть коммерческих банков - второй уровень этой системы. Теперь будет три уровня.

Многое удалось сделать в диалоге с Банком России. Мы совместно нашли удачное название для лицензий третьего уровня: вместо "ограниченной" - "базовая". Сняли некоторые излишние ограничения деятельности организаций с базовой лицензией: они будут ориентироваться на 5 основных нормативов. Это очень важное обстоятельство, которое сильно напрягало кредитные учреждения, работающие в регионах. Сроки внедрения изменений стали более приемлемые. Например, по ранее заключенным кредитным договорам банки с базовой лицензией смогут работать пять лет и более. Мы уверены теперь, что у клиентов банков с базовой лицензией не возникнет непонимания и какого-то ущемления возможностей.

Сейчас сомнений нет: закон будет принят. Я большой проблемы для многих успешных региональных банков не вижу. Многие из них имеют капиталы свыше миллиарда рублей. Несколько десятков банков, которые не дотягивают немного, - для их акционеров не составит проблемы сложиться и выйти на универсальную лицензию.

Есть очень маленькие кредитные учреждения, у которых капитал 300 миллионов рублей или чуть больше. И им, по их моделям деятельности, больше, в общем-то, и не нужно.

Александр Мурычев: Они могут в нормальном режиме работать, имея базовую лицензию. Они и до этого не особо занимались проведением международных операций, операциями с ценными бумагами, валютными операциями, то есть всем тем, на что будут иметь право только банки с универсальной лицензией. Поэтому для них ничего не изменится, скорее, даже станет комфортнее: серьезное уменьшение регулятивного пресса как такового. Для них это благо. Если же со временем придут инвесторы в тот или иной малый банк, а это будет происходить по мере оживления экономики, то банк может пополнить капитал и подать на универсальную лицензию.

Говорят, что укрепление рубля - плохой сигнал для экспортеров?

Александр Мурычев: Мне кажется, так нельзя говорить. Да, экспортерам похуже, но импортерам получше, населению получше. А уж выезжающим за рубеж туристам вообще хорошо. Нельзя оценивать, что для всей экономики это "хуже" или "лучше". Когда рубль девальвируется, тут вообще все в панике. Казалось бы, для экспортеров это хорошо, но все ж кричим. Укрепляется - опять плохо. Так где золотая середина? А золотая середина - в очевидных сигналах: устойчивость, прогнозируемость и стабильность валюты. Вот что нужно бизнесу.

Каков ваш прогноз роста экономики?

Александр Мурычев: Мы с трудом выкарабкиваемся из рецессии. Это говорит о том, что пока не все предпринято, чтобы обеспечить скачок по обеспечению роста экономики. Хотя министерство экономического развития заявило, что мы можем по итогам 2017 года достичь и 2% роста ВВП. Поживем - увидим. Важно достичь этих показателей за счет технологических отраслей, а не только сырья. За счет того, что мы реально введем структурные изменения экономики. Мы очень многое можем делать. Я не могу сказать, что мы не инновационная экономика в целом. Российская экономика очень интеллектуальная. Возьмем ракетно-космическую отрасль, ядерную энергетику, производство вооружения, авиационное строительство. Здесь мы достаточно инновационные. Другое дело, что инновационные программы должны довлеть над всем остальным. Нужно психологию менять, финансирование, кадры.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку