Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Замороженная выгода

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

Инвестиционные риски бюджетной стратегии расходов на ближайшие три года снижают шансы российской экономики на скорейшее преодоление кризиса

Опубликовано: Российская газета

В правительстве подготовлен проект трехлетнего бюджета, в котором предлагается сократить госрасходы в реальном исчислении, что снижает шансы российской экономики на успешное преодоление кризиса. Фактически кабинет министров признает, что ближайшие три года страна не сможет выйти на траекторию экономического роста.

Надо признать, что сведение бюджета, тем более трехлетнего, задача непростая, требующая стратегического подхода, эрудиции и исключительных управленческих усилий. Вовремя составить столь масштабный документ, определяющий развитие страны, - это достойно уважения. Однако возникает вопрос, а действительно ли нынешний бюджет предлагает развитие? Ведь в основе его стратегии - сокращение государственных расходов (в реальном выражении), в том числе инвестиционных.

Мировой опыт - исторический и современный - показывает, что выход из кризиса невозможен без роста инвестиций, без стимулирования предпринимателей и корпораций вкладывать средства в национальную экономику. Еще Дж.М. Кейнс и его последователи убедительно доказали значение расходов, госинвестиций и адекватной ставки рефинансирования для преодоления негативных тенденций в экономике.

А наши монетарные и экономические власти действуют с точностью до наоборот, придерживаясь теоретических схем о необходимости макроэкономической стабильности. Причем вопреки, как я уже отметил, общемировым рецептам борьбы с кризисом. Достаточно сравнить ставку рефинансирования у нас и в западных странах. Федеральная резервная система США держит ее на уровне 0,25-0,50% годовых, Европейский ЦБ на сегодняшний день оставил ставку на уровне 0%. Экономические власти этих стран понимают, что сейчас важнее всего - поддержать деловую активность. А у нас, как известно, ключевая ставка в размере 10,50%! Как при такой монетарной политике наши промышленники и аграрии или даже представители третьего сектора смогут расширять свои предприятия, внедрять новые технологии и создавать дополнительные рабочие места? С трудом, ответит оптимист. Реалист ответит - никак.

Неудивительно, что на фоне действий финансовых властей вложения в экономику сокращались самым драматичным образом. Три года инвестиции падали пикирующими темпами. К сожалению, текущий год не исключение.

В то же время у нас, внутри страны, имеется мощный потенциал инвестиционной активности. О нем неоднократно говорили "справедливороссы", о нем часто спорили на заседаниях Комитета Госдумы по экономической политике. У этого потенциала много источников. Одним из них является обязательная накопительная пенсионная система.

На сегодняшний день негосударственные пенсионные фонды (НПФ) управляют 2 трлн рублей пенсионных накоплений и еще 1 трлн резервов, что вместе составляет практически 4% ВВП. Это те самые длинные деньги, которые могут быть направлены в отечественную экономику и обеспечить нам выход из рецессии. Уже сейчас около 60% пенсионных накоплений и 39% пенсионных резервов размещаются в ценных бумагах российских компаний. При этом около 20% инвестиций направляются в строительную отрасль, примерно 10% - в электроэнергетику и еще 5% - в транспорт и связь, то есть в те секторы, которые могут дать мультиплицирующий эффект роста всей экономики.

Однако правительство предпочитает за счет накопительной системы решать сиюминутные, узкие задачи наполнения бюджета госструктур, расходы которых вызывают вопросы у Счетной палаты.

Напомню специально для тех, кто, может быть, не совсем хорошо разбирается в хитросплетениях пенсионных проблем: в свое время накопительную часть пенсии работодатели перечисляли (по желанию) за своих работников в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Затем было принято решение, что деньги эти будут перечисляться в Пенсионный фонд России (ПФР), а тот в свою очередь будет направлять их в НПФ. Но вот уже три года он этого не делает, поскольку финансовые власти ввели мораторий на подобные перечисления, а деньги, которые должны были формировать накопления будущих пенсионеров, идут на выплаты пенсионерам нынешним.

Как же так! Ведь когда человек приходит в банк и оплачивает коммуналку, то его деньги проходят быстро. И никто даже не смеет подумать, что банк может объявить мораторий и изъять эти средства в свою пользу. Почему же такая практика считается нормальной в пенсионной системе?

Тем не менее, кабинет министров продолжает настаивать на моратории перечислений еще на три года - до 2019 г. Такое решение губительно дважды. Во-первых, оно напрямую снижает инвестиционный потенциал страны. А во-вторых, дезориентирует и лишает мотивации участников рынка, показывает им, что государство может в любой момент изменить правила игры в ущерб тем, кто готов выступать в качестве стратегического инвестора.

Не буду проводить параллель с набившей оскомину курицей, несущей золотые яйца. Напомню книгу детства - "Робинзон Крузо". Герой, случайно обнаружив несколько пшеничных зерен, засеял ими тщательно ухоженный участок земли. Получив небольшой урожай, он преодолел соблазн человека, год прожившего без хлеба, и вновь посеял все зерно. Полностью. И так продолжалось несколько лет (!), прежде чем Робинзон позволил себе взять хотя бы часть урожая на еду. Так вот, сейчас мы находимся в подобной ситуации. Только выбрали другой вариант. Проедаем все, что у нас есть, не думая о завтрашнем дне. А тот неминуемо наступит, и тогда средств на решение насущных проблем банально не останется.

Избежать такого негативного сценария можно и нужно. Рецепты хорошо известны. Они многократно использовались (и успешно применяются сейчас) странами, испытавшими экономические трудности. Реализация этих мер требует шагов энергичных и срочных.

Во-первых, необходимо скорректировать денежно-кредитную политику Центробанка. Она должна быть подчинена созданию условий успешного экономического роста, прежде всего за счет инвестиций. Для этого крайне желательно смелее снижать ключевую ставку.

Во-вторых, радикально и решительно поддержать малый и средний бизнес: освободить от многочисленных административных пут, сократить до минимума налоговое бремя. Прекратить практику "пылесосить" бизнес, правдами и неправдами накручивая налоговые претензии с целью "перевыполнить план" по сбору налогов и заткнуть очередную "дыру" в бюджете.

В-третьих, в условиях нехватки денег на солидарную пенсию, к тому же на фоне неблагоприятного демографического тренда, государство должно вывести из "тени" десятки миллионов граждан, которые не платят налоги, но впоследствии - в старости - претендуют на заботу со стороны государства. В прошлом году общими усилиями удалось легализовать чуть более 2,5 млн работников, что дало в бюджет ПФР прибавку в 8,6 млрд руб. Однако по оценкам экспертов - и государственных, и независимых, от уплаты социальных взносов сегодня уклоняется около 15 млн человек. А если говорить о частичной неформальной занятости, то речь идет о 30 млн работников. Вот где надо проявлять изобретательность, включать меры стимулирования выхода из "тени" и демонстрировать силу государства. Вот где миллиарды бюджетных доходов.

Наконец, в-четвертых, следует еще раз обратить внимание на инвестиционный потенциал накопительной системы. Не гробить ее заморозкой - изъятием, а расширять возможности вложений в экономику. Предложить фондам масштабные проекты, в которых они могли бы участвовать "вдолгую", в том числе - в приватизации предприятий. Кроме того, всегда надо помнить о том, что пенсионные накопления - это деньги 31 млн россиян, поверивших государству и рассчитывающих встретить старость достойно за счет собственных средств. Более того, люди обратят внимание на добровольное пенсионное обеспечение только в том случае, если обязательная накопительная система начнет функционировать нормально.

Предлагаемые меры, конечно, сопряжены с определенным риском. Требуют серьезной и ответственной работы со стороны правительства, всех министерств и ведомств, региональных властей, федеральных и региональных органов законодательной власти. Требуют сосредоточенности от всех нас. Но выбор-то очевиден. Каша заканчивается, и надо либо засучить рукава и начать варить заново, либо уныло скрести ложкой по дну кастрюли, оглашая окрестности малоприятными звуками.

Текст: Анатолий Аксаков (депутат Государственной Думы, член фракции "Справедливая Россия", председатель Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству)
Российская газета - Федеральный выпуск №7042 (174)

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку