Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Упредить риск кризиса ликвидности

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

События второго полугодия 2014 года (ослабление курса рубля, повышение ключевой ставки) обострили риск кризиса ликвидности в банковском секторе.

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков РоссииАнатолий Аксаков,
депутат Госдумы России,
президент Ассоциации региональных банков России

Рост доли просроченной задолженности на фоне снижения темпов прироста кредитного портфеля создает дополнительные риски ликвидности в банковской системе.

Прирост кредитного портфеля с 1 октября 2014 года к февралю 2015 года составил -0,7%. Доля просрочки достигла 4,1%.

Нормативы мгновенной и текущей ликвидности на протяжении последних 5–6 лет имели тенденцию к снижению, однако в 2014 году Н2 впервые за 5 лет показал рост (на 9,5 п.п.), Н3 вырос незначительно – на 1,7 п.п. Негативной выглядит динамика норматива долгосрочной ликвидности: за 7 лет Н4 увеличился на 17,3 п.п. и стремительно приблизился к верхней границе нормы.

Банк России повышал объемы рефинансирования и довел их к концу 2014 года почти до 10 трлн. рублей, а доля этих средств на начало 2015 года в составе ресурсной базы банков приблизилась к 15%. Тем не менее распределение этих средств по банковской системе было крайне неоднородным. На банки из TOP-20 приходится 76% российской банковской системы и 87% рефинансирования ЦБ. Если взять TOP-50, то на них приходится 86% российской банковской системы и 94% рефинансирования ЦБ.

Стоимость краткосрочной ликвидности на рынке значительно увеличилась, что стало итогом увеличения ключевой ставки, а также усилившегося дисбаланса на рынке МБК. Вкупе с увеличением доли валютных пассивов резко усиливается процентный риск и вероятность отрицательной прибыльности банков.

Главной проблемой в банковском секторе остается нехватка длинных пассивов, что увеличивает риск ликвидности всей банковской системы. Источники долгосрочной ликвидности (вклады) практически исчерпали себя, доступ к ресурсам при помощи выпуска ценных бумаг в ближайшее время будет закрыт почти для всех, круг банков, допущенных к рефинансированию инвестиционных проектов, крайне узок.

Ослабление позиций рынка межбанковского кредитования, усилившийся дисбаланс на рынке ликвидности мотивирует малые и средние банки ориентироваться на ресурсы клиентов и собственные средства. Банки, не имеющие доступа к рефинансированию, вынуждены в ущерб доходности придерживать дорогостоящую ликвидность. Создается иллюзия достаточности ликвидности в целом по банковской системе.

В условиях нехватки ликвидности наблюдается снижение темпов прироста кредитного портфеля (с учетом валютной переоценки), которое негативно скажется на темпах экономического роста.

В таких условиях Банк России должен усиливать меры по предоставлению ликвидности на рынок, расширению доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, особенно долгосрочного характера, вводить беззалоговые кредиты для банков, не имеющих залогов, но обладающих хорошим финансовым положением (не ниже 2-й классификационной группы).

Необходимы изменения в законодательстве, дающие право Банку России осуществлять гарантирование операций на межбанковском рынке.

Целесообразно в кратчайшие сроки оформить четкое правовое регулирование деятельности рейтинговых агентств, а также внести изменения в акты государственных органов различного уровня по включению рейтингов российских агентств в условия доступа к привлечению депозитов и обслуживанию счетов.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку