…Налево пойдешь – лицензию потеряешь, направо пойдешь – клиентов потеряешь, прямо пойдешь – разоришься…
15 мая мы торжественно открыли первую сделку на российском форекс-рынке. Минуло пять месяцев и брызги шампанского сменились глубокими раздумьями.
Часть раздумий публично озвучено на открытых мероприятиях: как очистить рынок от нелегальных игроков – российских компаний, продолжающих через оффшоры работать на российском рынке без лицензии. По этой проблеме есть взаимопонимание и у Ассоциации форекс-дилеров, объединяющей восемь (возможно, совсем скоро – девять) лицензированных российских форекс-дилеров, и у Банка России, и у Федеральной антимонопольной службы, на которую возлагаются надежды как на главного «охотника за приведениями». С рекламой тоже более-менее вопрос решен: реклама нелицензированных компаний на российском рынке блокирована, включая поисковые системы (что, впрочем, не исключает, различных ходов: маркетинг на выдумки хитер).
Правда, в этой сфере единодушие – до определенного предела. Представители Банка России уже предупредили компании-лицензиатов: только не надейтесь, что мы уберем с рынка нелицензированные компании, и закроем глаза, что аффилиаты лицензированных по-прежнему водят массы клиентов в оффшоры. Что, похоже, несколько расстроило некоторых участников рынка, воспринимавших лицензию как индульгенцию…
И тут вырисовывается другая проблема: к концу августа 8 компаний-лицензиатов по статистике Центробанка обслуживали… 600 клиентов. Тут возникает первая «развилка». Вариант один: поверить, что восемь очень крупных компаний-лицензиатов (из которых только у «Финама» форекс – не главное направление в деятельности) обслуживают каждая примерно по 130 клиентов и на этом сводят концы с концами. Вариант второй: удрученно согласиться с тем, что и лицензиатам (вернее, опять же аффилированным с ними компаниям) пока сподручнее работать на международных рынках, благо, что клиентов можно привлекать через «российское» лицензированное «лицо».
Такой расклад регулятора не устраивает, о чем его представители ясно дали понять. Со своей стороны форекс-сообщество робко заявляет о необходимости усовершенствовать закон о регулировании форекса.
О чем идет речь?
Во-первых, снять запрет на хеджирование сделок, который (возможно, сгоряча) внесли в российские требования к форексу. В результате чего мы оказались единственной страной, где традиционные форматы форекс-бизнеса запрещены, а как раз «кухни» - узаконены. В этой связи особенно удивительно выглядят жалобы клиентов на работу форекс-компаний, поступающие в многочисленные государственные и общественные инстанции: каждый второй недовольный клиент обвиняет ту или иную компанию в том, что она - «кухня». Абсолютно не подозревая, что «кухня» (то есть отсутствие вывод сделок на открытый рынок) – и есть единственно разрешенный формат в России.
Во-вторых, снять требование об однотипности котировок в течение пяти секунд, которое не может выполняться чисто технические: условия форекс-рынка в современных условиях меняются за миллисекунды. Формально говоря, такое требования узаконивает действия скальперов, зарабатывающих на биржевом арбитраже, то есть чисто теоретически может разорить любую форекс-компанию за несколько минут.
В-третьих, российским форекс-дилерам очень трудно выполнять требование об исключительной деятельности, поскольку это де-факто ставит крест на праве обучать клиентов, будущих трейдеров. Конечно, это требование легко обходится за счет аффилированных компаний и это всем понятно. Но проще вовсе убрать этот неработающий шлагбаум.
В-четвертых, российский форекс стоит перед той же проблемой, что и все прочие отрасли финансового рынка, - проблемой идентификации клиента. И тут для эффективной работы форекс-дилерам нужно то же, что и другим: возможность полноценной удаленной идентификации, как это происходит во всем мире.
Так что диалог по поводу «правил игры» российского форекса.
Пойдет ли на него Центробанк? Секрет Полишинеля: регулятор относится к рынку форекс без особой, мягко говоря, симпатии, скорее как падчерице, чем как к дочке. У автора этих строк до недавнего времени эта позиция ЦБ вызывала удивление, пока не довелось побеседовать с форекс-экспертом Петром Татарниковым, высказавшим довольно очевидную, но четкую мысль: регулятор вообще не обязан заботиться о бизнесе, его задача – сохранить инвестора. Что ж, логично.
Так что, видимо, форекс-сообществу, чтобы получить понимание со стороны Банка России, по гамбургскому счету предстоит предложить свой вариант ответа на этот вопрос: как выстроить форекс-бизнес в России так, чтобы это не было цепочкой бесконечных потерь множества мелких инвесторов. И, похоже, будет такой ответ – будет и большее понимание со стороны Центробанка. Только как?
Портал Finversia.ru, 20 октября 2017 года