Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Добро пожаловать в новую — цифровую — финансовую реальность

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

Принят пакет федеральных законов, системно обеспечивающих безопасную цифровизацию финансового рынка.

В минувшем 2020 году было принято несколько важных федеральных законодательных актов, направленных на цифровизацию финансовой сферы. В том числе о цифровых активах, о маркетплейсе, о расширении возможностей использования биометрических данных. На очереди криптовалюты и цифровой рубль.

ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ И МАРКЕТПЛЕЙС

Прежде всего, был принят базовый для развития цифровой экономики Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ. С 1 января 2021 года дан старт работе с новыми цифровыми финансовыми инструментами.

Этого давно ждал весь рынок, многие представители бизнеса, особенно сырьевые компании, обращались с просьбами, чтобы мы побыстрее приняли закон. Наконец создана правовая возможность, чтобы наши организации могли выпускать и продавать цифровые финансовые активы (ЦФА), привлекать инвестиции с помощью этого нового инструмента. Закон даёт основу для правовой защиты таких инвестиций, в том числе в судах.

Поэтому полагаю, что с начала 2021 года в стране начнётся масштабный выпуск ЦФА. Во всяком случае, по моим данным, многие крупные компании уже собираются выпускать свои стейблкоины (криптовалюту, стоимость которой привязана к ценному материалу). При этом закон прямо говорит, что цифровая валюта не может быть использована в качестве средства для оплаты услуг или товаров.

Также принят Федеральный закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» от 20 июля 2020 года № 211-ФЗ, то есть о маркетплейсе. Тем самым созданы правовые возможности для граждан получать различные финансовые услуги удалённо с помощью электронных платформ.

Этот закон, кроме того, повышает конкуренцию в финансовом секторе за счёт выравнивания условий для крупных и небольших участников (небольшие финансовые организации смогут с помощью новой инфраструктуры преодолеть технологическое отставание от лидеров рынка).

Необходимо отметить, что недавно в Госдуму РФ внесён законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование указанного закона о маркетплейсе. И теперь, опираясь на этот закон, юридические лица, в том числе субъекты малого и среднего бизнеса, а также ИП, также смогут получать соответствующие услуги удалённо.

ЕДИНАЯ БИОМЕТРИЯ

На последней в ушедшем году пленарной неделе Госдума РФ приняла Федеральный закон от 29 декабря 2020 года № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он направлен на расширение возможностей использования Единой биометрической системы (ЕБС) для удалённого оказания финансовых услуг.

Закон крайне важный и актуальный, поскольку развитие дистанционной идентификации для оказания услуг – очевидное требование времени, особенно с учётом продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции. Рассмотрение закона растянулось на два года из-за многочисленных согласований с министерствами и ведомствами, поскольку обеспечение сбора биометрических персональных данных требует уверенности в максимальной защите персональных данных граждан.

Первоначально он касался использования биометрии только при открытии банковского счёта или вклада. Однако во втором чтении было решено распространить это на весь спектр финансовых услуг. Кроме того, биометрические данные теперь можно будет использовать и при оказании государственных и муниципальных услуг.

ЕБС будет теперь иметь статус государственной информационной системы. Количество «пунктов» сбора биометрической информации вырастет за счёт многофункциональных центров (МФЦ). Банк России наделяется правом устанавливать, каковы условия сбора биометрии в ЕБС, в зависимости от видов банковских подразделений (операционные кассы, отделения и т. д.). Банки с базовой лицензией теперь получат право, а не обязанность собирать биометрические данные в ЕБС.

Помимо ЕБС законопроект разрешает использовать и коммерческие биометрические системы. Закон содержит положение об обязанности владельцев коммерческих биометрических систем передавать данные в ЕБС. В целях обеспечения безопасности в законопроекте предусмотрен механизм аккредитации коммерческих биометрических систем.

Что касается контрольно-надзорных полномочий, то их будут осуществлять Банк России, ФСБ России, ФСТЭК России и Роскомнадзор. Закон о биометрии заработает уже в 2021 году. Использование биометрических данных позволит сделать доступными банковские услуги для людей из удалённых регионов, где выбор ограничен или вовсе отсутствует, а также для маломобильных групп граждан.

БУДУЩЕЕ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ

В принципе, Россия готова к цифровому рублю, создана правовая основа для его выпуска. Принят закон о цифровых финансовых активах, кроме того, достигнут довольно высокий уровень развития финансовых технологий и их проникновения.

По данным Банка России, уже в 2019 году доля россиян, для которых дистанционный доступ к банковским счетам для совершения переводов стал обычной практикой, составила около 55%. В 2020 году в условиях пандемии доля таких переводов тем более возросла.

Кроме того, удельный вес безналичных платежей за товары и услуги в российской розничной торговле, общепите и платных услугах населению за последние три года выросла почти в два раза. Само общество постоянно формирует запрос на повышение скорости, удобства, безопасности транзакций и использование современных технологий. И это делает актуальным вопрос о выпуске цифровой валюты.

В опубликованном прошлой осенью докладе Банка России о цифровом рубле представлен ряд возможных вариантов реализации такого решения, а также функциональные требования. Этот доклад даёт основу для обсуждений с экспертами, финансовым сектором и обществом в целом.

На базе Комитета Госдумы по финансовому рынку проблематика цифровых валют обсуждается уже довольно давно. В частности, 21 декабря 2020 года этот вопрос обсуждался в Государственной думе РФ на круглом столе «Цифровой рубль. Новые возможности для граждан, бизнеса и государства».

Введение цифрового рубля потребует законодательных изменений. Нам необходимо понять, что нам надо будет поменять в законодательстве для того, чтобы цифровой рубль мог активно войти в нашу жизнь. Вносить изменения придётся прежде всего в Гражданский кодекс РФ – в части включения цифрового рубля в перечень объектов гражданских прав, установления возможности осуществления платежей в цифровой валюте центрального банка, включения цифрового рубля в общие положения о расчётах.

Также потребуются изменения в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 10 июля 2002 года № 86-ФЗ – о расширении функций Банка России, определении вопросов выпуска и обращения цифровой валюты. Важно также решить правовые вопросы использования цифровой валюты Банка России, если технологическая и операционная инфраструктура будет создаваться регулятором с включением кредитных организаций и, возможно, иных финансовых посредников.

Здесь особое значение приобретает установление и распределение ответственности за устойчивость и непрерывность деятельности информационной системы, в рамках которой будет осуществляться обращение цифровой валюты Центрального банка.

ТРЕТЬЯ ФОРМА ДЕНЕГ

Цифровой рубль — это третья форма денег: сочетает свойства наличных и безналичных средств. Есть и отличия: например, возможность офлайн-платежей без доступа к сети Интернет на всей территории страны. Но чтобы реализовать офлайн-платежи цифровым рублём, придётся создавать специальные технологии и инфраструктуру.

В отличие от «криптовалют», цифровой рубль – равноценная форма национальной валюты, и её устойчивое функционирование в интересах граждан и бизнеса обеспечивается государством в лице Банка России, их доверием к уже существующей национальной валюте

Цифровой рубль будет доступен всем субъектам экономики — гражданам, бизнесу, участникам финансового рынка и государству для осуществления платежей и расчётов. Он будет храниться на индивидуальных электронных кошельках, открытых непосредственно в платёжной системе Банка России и являющихся его обязательствами.

Создание цифрового рубля будет способствовать цифровизации финансового рынка и экономики в целом, его внедрение снизит для граждан и бизнеса издержки для расчётов платежей.

Решение о выпуске цифрового рубля ещё не принято, поэтому говорить о тех или иных сроках его внедрения ещё рано. Однако полагаю, что тестирование цифрового рубля в экспериментальном режиме может начаться уже в 2021 году. В частности, считаю, что использование цифрового рубля может быть в пилотном варианте опробовано в Крыму для преодоления санкционных ограничений.

Очевидно, что все понимают неизбежность реализации этой идеи. И важно, чтобы она очень эффективно вошла в нашу жизнь. С моей точки зрения, цифровой рубль — это обязательное будущее нашего денежного обращения, это будущее российской экономики.

ОСОБЕННОСТИ КРИПТОВАЛЮТ

Правительство планирует направить развитие этого рынка в цивилизованное русло, чтобы владельцы таких активов могли защитить свои права и интересы, а создание теневых схем было затруднено.

Сейчас на рассмотрении в Госдуме РФ находится законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс. В нём предлагается признать цифровую валюту имуществом и распространить на её владельцев соответствующие права и обязанности. В частности, они могут рассчитывать на юридическую защиту в случае каких-либо противоправных действий, а также отстаивать свои имущественные права в суде.

Появление законопроекта связано с тем, что всё больше наших граждане активно используют криптовалюту. Поэтому мы должны, во-первых, закрепить имущественные права. Тогда криптовалюта как некая ценность в случае смерти человека будет переходить к его наследникам. А во-вторых, решить вопрос налогообложения.

Для многих криптовалюта — это высокодоходный бизнес. Поэтому вполне логично будет собирать с неё налоги — так же как с любых других видов предпринимательской деятельности. Однако для этого необходимо легализовать цифровые деньги и закрепить все необходимые аспекты в законодательстве.

Согласно внесённому законопроекту, все граждане России, иностранцы, постоянно проживающие в стране на основании вида на жительство, а также компании и организации, распоряжающиеся криптовалютой, обязаны будут отчитываться в налоговый орган.

Норма будет касаться всех, на чьих электронных кошельках движение средств за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 тысячам рублей. А для нарушителей установят налоговую ответственность.

Им грозят штрафы в размере 40% от суммы неуплаченного налога. За недекларирование и подачу неправильных сведений об операциях с криптовалютой предусмотрен штраф в размере 10% от этих операций.

В законопроекте об изменении Налогового кодекса и законе о цифровых финансовых активах не описано, как, например, доказывать факт покупки криптовалюты. Также неясно, будут ли действовать налоговые вычеты и норма об освобождении от уплаты налогов при владении криптовалютой более трёх лет. Эти вопросы предстоит решить при подготовке указанного законопроекта ко второму чтению.

БЕЗОПАСНОСТЬ НОВЫХ РЕАЛИЙ

При этом важно отметить, что цифровые технологии несут не только новые возможности, но и новые риски. Риски при внедрении новых технологий есть всегда. Всё новое – это всегда риск безопасности. В финансовой сфере риски особенно чувствительны, поскольку связаны с возможной потерей финансовых средств.

Главное требование в таких случаях – это аккредитация соответствующих организаций и оборудования ФСБ России. Это ведомство обеспечивает нам высокий уровень безопасности. Хочу также напомнить, что у ФНС России, которая в своей работе активно использует цифровые технологии, не было ни одной утечки.

Внедрение ЦФА повышает риски проведения незаконных операций, в том числе с использованием доходов, полученных преступным путём. Специфика рынка ЦФА обуславливает и регуляторные запреты, ведь некоторые участники стараются оставаться анонимными, используя техники отмывания денег.

В 2020 году ФАТФ выпустила доклад «Виртуальные активы — красные флажки для отмывания денег и финансирования терроризма». Он включает рекомендации участникам рынка, которые позволяют избежать правовых рисков при работе с ЦФА (это оценка объёма транзакций и их моделей, проверка профиля отправителя и получателя, географических рисков и т. д.).

Не стоит забывать и о рисках «цифры» для финансового рынка, например, цифровых пирамидах. Справиться с ними поможет соблюдение требований информационной безопасности.


Опубликовано в журнале BIS Journal 

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку