Анатолий Аксаков, Депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков России
Думаю, что нам удалось сделать очередные шаги по сближению позиций участников рынка и тех, кто призван осуществлять его регулирование. Более того, есть несколько конкретных пунктов, по которым достигнуто взаимопонимание.
Начну от меньшего к большему.
Во-первых, мы договорились о создании института жилищно-накопительных сертификатов. Это тот самый механизм, который позволит клиентам банкам сделать шаг к ипотеке. Если говорить совсем просто – ЭТО «МОСТИК» между средним россиянином и точкой его возможного «входа» в ипотеку. Где эта «точка входа» сегодня вполне очевидна. Речь о первоначальном взносе. Ипотеки без первоначального взноса сегодня по сути не существует. Возвращение к «нулевым» вариантам ипотечных ссуд после кризиса едва ли возможна – во всяком случае, в обозримом будущем. В чем же проблема?
А проблема в цене вопроса. То, что 95% россиян не под силу приобрести квартиру за наличные – азбучная истина. Но столь же очевидно, что подавляющему большинству сегодня непосилен ДАЖЕ первоначальный взнос, который, например, в Москве достигает миллиона рублей и более. Иными словами, для среднего россиянина не имеет значения, насколько широка пропасть, отделяющего его от возможности получения жилья: что десять шагов, что сто – все равно не «перепрыгнуть».
Система жилищно-накопительных сертификатов может стать инструментом решения этой задачки, способом аккумулировать сумму, необходимую на первоначальный взнос. Эта система должна быть выгодна и привлекательна не только для клиентов, но и для банков – только тогда она заработает реально. Что же может сделать ее привлекательной для банкиров? Только возможность обрести в ней самый ценный ресурс – «длинные деньги», которые не могут быть отозваны.
В этом вопросе нам удалось достичь взаимопонимания.
Во-вторых, мы пришли к соглашению относительно наделения банков правом отказывать в открытии счета клиентам, вызывающим сомнение, и наделения банков правом в одностороннем порядке прекращать договоры на расчетно-кассовое обслуживание клиентов, чьи финансовые операции вызывают сомнения. О необходимости такого права банкиры говорили практически с того момента, когда вступил в силу 115-й закон. Обязав кредитные учреждения мониторить финансовые операции клиентов, банкам при этом долгое время отказывали в праве разрывать отношения с такими клиентами. Де-факто существовала абсурдная ситуация: банк мог и даже обязан был выявить операции по легализации незаконных доходов, но ОБЯЗАН был обслуживать эти операции. Сегодня можно надеяться, что этому абсурду настает конец.
И, в-третьих, определена точка финиша государственного курса на подъем минимальной планки банковского капитала. Это 300 миллионов рублей. Мы помним, что звучала цифра в 1 миллиард. Поэтому давайте констатируем: точка компромисса выбрана вполне разумная. И, что самое важное, все же посильная большинству малых и средних региональных банков. Конечно, это компромисс. Но компромисс вполне разумный и не вызывающий потрясений на рынке. Уверен, что компромисс-300 подействует на банковский рынок умиротворяющее в самом хорошем смысле слова..
В совокупности эти и ряд других пунктов уточнили контуры будущей стратегии развития российского банкинга до 2015 года. Я надеюсь, что в скором времени она станет окончательно согласованным, прозрачным и публичным документом. Надеюсь также, что она станет своего рода джентльменским соглашением, добровольно принятым на себя обязательством банковского бизнеса и государства. Сегодня в таком соглашении, более того – в согласии – нуждается весь банковский рынок. Степень взаимопонимания рынка и государства – это тоже своего рода ресурс развития, иногда более значимый, чем «длинные деньги» или иные финансовые инструменты. И если степень взаимопонимания достаточно высока, то прочие ресурсы обрести будет намного проще.
4 октября 2024 года
4 октября 2024 года