Она отметила, что ущерб от кибератак по всему миру оценивается порядка 6 трлн. долларов. В России объем операций, совершенных без согласия клиентов, в 2020 году составил 10 млрд. рублей, по итогам 9 месяцев 2021 года этот показатель достиг 7 млрд. рублей. Порядка 60% этой суммы приходится на социальную инженерию.
«Системы безопасности кредитных организаций могут определять случаи мошенничества по косвенным признакам, и банк связывается с клиентом, но зачастую имеют место ситуации, когда клиенты доверяют мошенникам больше, чем кредитной организации. Граждане должны понимать, что в противостоянии мошенникам банки всегда на стороне клиента», - подчеркнула Яна Епифанова.
Она познакомила с инициативами Ассоциации в сфере борьбы с кибермошенничеством.
В 2018 году Ассоциация банков России при технической поддержке компании «Бизон» запустила платформу обмена данными о киберугрозах. Это сервис доверенного обмена информацией об индикаторах компрометации внутри банковской отрасли. Он позволяет участникам в режиме реального времени получать информацию об угрозах незаконного проникновения.
Ассоциация банков России выступила с законодательной инициативой о блокировке средств на счете потенциального мошенника до 25 дней для создания возможности наложения обеспечительных мер в судебном порядке. Это позволит повысить процент возврата денежных средств на 20-30 процентов. Банк России подготовил концепцию изменений в законодательство о национальной платежной системе по борьбе с кибермошенничеством и будет обсуждать ее с банковским сообществом.
В 2021 году один из банков разработал систему учета и анализа телефонного мошенничества, которая позволяет выявлять недобросовестных операторов связи, предоставляющих телефонные номера мошенникам. Использование системы повысит оперативность обмена данными о мошеннических действиях и будет содействовать уменьшению количества такого рода преступлений. Это предложение направлено в МВД и Роскомнадзор.
24 января 2025 года
22 января 2025 года