Провел заседание Комиссии исполнительный вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев.
Он отметил, что за декабрь прошлого года более половины триллиона рублей со счетов промышленных предприятий ушло из частных кредитных организаций в госбанки. "Это очень напрягает РСПП, потому что мы традиционно выступаем за конкуренцию на рынке. Эта ситуация подстегивает недобросовестность поведения на рынке с точки зрения равных конкурентных условий", - пояснил Александр Мурычев.
"В прессе очень много места занимает психологическое отношение к регулятору и рынку. Когда с одной стороны идет перераспределение ресурсов на рынке, с другой стороны - мягкая девальвация, инвесторы, клиенты, акционеры напуганы рисками. Казалось бы, банки не должны жаловаться в такой ситуации, должны выигрывать. Но эта радость краткосрочная, потому что от этого будет появляться больше долгосрочных проблем", - пояснил Александр Мурычев.
На его взгляд, банкам надо конструктивно вести диалог с регулятором. "Центральный банк с ноября 2013 года по сегодняшний день на 60 процентов увеличил объем рефинансирования кредитных организаций, выдав 4,5 трлн. рублей. 94 процента этих ресурсов было отдано госбанкам. Половина этих денег ушла на валютный рынок. Банки использовали деньги, наверное, правильно, почему бы не упрятать риски в валюту, и не подзаработать. Мне кажется, сейчас наблюдается дисбаланс психологического настроения кредитных организаций, и надо подумать над предложениями в адрес Центрального банка", - считает Александр Мурычев.
Он согласился с мнением ряда экспертов о том, что информационное сопровождение действий регулятора в период скачков курса было недостаточным.
Тема валютного курса, предсказуемости экономической и монетарной политики важна для населения и экономических субъектов для выстраивания долгосрочного и краткосрочного поведения, отметил в своем выступлении президент РСПП Александр Шохин.
На его взгляд, фундаментальных причин для ослабления рубля нет. "Мы понимаем стечение большого количества обстоятельств: ситуацию на глобальных рынках, восстановление экономики США, отток капитала с развивающихся рынков. Но нам важно анализировать и внутренние причины, связанные с денежно кредитной политикой и поведением экономических субъектов", - подчеркнул Александр Шохин.
Он напомнил, что РСПП призывал Банк России последовать примеру ФРС, ЕЦБ и начать политику смягчения, чтобы поддержать экономику в условиях реального спада. Центральный банк откликнулся на эти предложения. Банковская система получила большие объемы ликвидности – 4,5 трлн. рублей, это безусловно повлияло на ситуацию и создало возможность работать на валютном рынке в спекулятивных целях. Госбанки заработали на этом, в то время как реальный сектор экономики, о котором прежде всего беспокоилось РСПП, не почувствовал эффекта от операции по расширению инструментов рефинансирования, по предоставлению дополнительной ликвидности.
"Я бы не сбрасывал со счетов активизацию политики по укреплению банковской системы. В результате чего десятки банков потеряли лицензию, что также могло привести к изменению поведения граждан и экономических субъектов, к оттоку депозитов из небольших коммерческих банков и к перекладыванию в другие активы банковских депозитов, в том числе и в валютные инструменты", - рассказал Александр Шохин.
Нельзя исключать того, что спекулянты хотели проверить ЦБ на его намерение перейти к плавающему курсу рубля, хотя эта политика была заявлена регулятором с 1 января 2015 года, считает президент РСПП.
Он предложил оценить последствия сложившейся ситуации. "Есть традиционные сложившиеся стереотипы, что экспортеры выигрывают, компании, ориентированные на внутренний рынок, тоже получают возможность конкурентного преимущества, бюджет выигрывает от девальвации в плане выполнения социальных обязательств, а население, как всегда, проигрывает", - отметил Александр Шохин.
На его взгляд, с точки зрения бизнеса, у нас многие экспортноориентированные компании, модернизируя технологическую базу, используют импортное оборудование, и это удорожание сдерживает модернизацию. "Очевидного знака при оценке последствий девальвации рубля - плюс или минус - мы не можем поставить", считает президент РСПП. Компании, ориентированные на внутренний рынок, также завязаны на глобальные цепочки поставок и потребления. Поэтому общего вывода о негативном или позитивном влиянии не сделаешь, нужен анализ по секторам экономики.
Александр Шохин также отметил, что сложившаяся ситуация предлагает много тем для дискуссий. В частности, предложил обратить внимание на то, является ли обесценение национальной валюты компенсационной политикой защиты внутреннего рынка в условиях вступления нашей страны в ВТО.