Позицию предпринимательского сообщества озвучил исполнительный вице-президент РСПП, председатель Совета Ассоциации «Россия» Александр Мурычев. «Позиция крупного бизнеса однозначна – не так важно, каким рубль будет по отношению к доллару. Он, прежде всего, должен быть стабильным и прогнозируемым, чтобы мы могли работать на развитие своего бизнеса», – отметил он.
По словам Александра Мурычева, в условиях международных санкций, потенциальных рисков, связанных с возможными нововведениями в кредитно-денежной политике ФРС США, разнонаправленных процессов оттока и притока капиталов, российский бизнес сегодня чувствует себя очень неуверенно и опасается инвестировать в свое развитие.
Ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Сергей Андрюшин в своем докладе высказал мнение, что валютная политика российского мегарегулятора носит не упреждающий, а реактивный характер, и он не в состоянии снизить валютные риски в экономике. «Для того, чтобы предупреждать и стабилизировать валютные ожидания, Банку России необходимо перейти к управлению валютным курсом, особенно это актуально в условиях продления и усиления взаимных международных санкций», – считает он.
Как отметила Валентина Кузнецова, член подкомиссии РСПП по вопросам валютного регулирования и контроля, ориентация российских финансовых властей при таргетировании инфляции на опыт развитых экономик не очень себя оправдывает.
Она предложила на фоне усиления неопределенностей и рисков в национальной экономике активнее использовать косвенные валютные интервенции как инструмент макроэкономической стабилизации, ввести налогообложение операций с инвалютными активами и пассивами, в том числе для трансграничных сделок. «При формировании инвалютных резервов страны необходимо учитывать не только валютные потенциальные обязательства по балансовым пассивам всех субъектов, но и условные пассивы правительства и крупных госкорпораций», – сказала она.
Заместитель директора Департамента кредитно-денежной политики Банка России Александр Полонский, обратил внимание собравшихся, что переход к плавающему курсу позволил российской экономике относительно безболезненно пережить шок снижения цен на нефть в кризис 2014 года. «Это как раз говорит о том, что политика ЦБ РФ носит именно упреждающий характер, а не, как тут было сказано, реактивный. Плавающий курс – это необходимое условие для независимой кредитно-денежной политики. Именно из этого исходил ЦБ, вводя режим таргетирования инфляции», – сказал Александр Полонский. Он также объяснил, что операции по закупке иностранной валюты Минфином связаны с бюджетным правилом, которое позволяет сгладить влияние волатильности нефтяных цен на развитие российской экономики.
Заместитель директора департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина РФ Ариэл Черный поддержал меры, которые предпринимает Банк России. По его словам, сейчас есть уникальная возможность создать скоординированную схему взаимодействия бюджетной политики и политики ЦБ, чтобы минимизировать влияние негативных внешние факторов на российскую экономику.
По итогам заседания был принят проект решения, в котором предпринимательское сообщество сформулирует свои предложения финансовым властям. В частности, в документе было рекомендовано скорректировать валютную политику Банка России с учетом текущих международных и внутренних финансовых условий, ужесточения монетарной политики США и продление финансовых санкций в отношении России.
Отчет с заседания комиссии полностью читайте на портале Finversia.ru
26 мая 2023 года
