По оценке аналитиков Ассоциации банков России, в целом решение Банка России соответствует настроению и ожиданиям рынка, о чем свидетельствует динамика ставок на российском денежном рынке. Среди факторов, которые могли приостановить смягчение денежно-кредитной политики, была смена Правительства, коронавирус и возможный макроэкономический эффект его распространения.
Однако монетарные факторы все-таки перевесили в сторону смягчения монетарной политики. Замедление инфляции происходит быстрее, чем ожидалось – в январе годовая инфляция снизилась до 2,4% (3,0% в декабре 2019 года), инфляционные ожидания постепенно сокращаются. Принятые Банком России решения позволили сохранить прогноз по инфляции: 3,5–4,0% по итогам 2020 года и вблизи 4% в дальнейшем.
По предварительной оценке Росстата, прирост ВВП в 2019 году составил 1,3% (соответствует верхней границе прогноза Банка России 0,8–1,3%). При этом Банк России сохранил прогноз роста ВВП в 2020-2022 годах: прирост ВВП будет постепенно увеличиваться с 1,5–2,0% в 2020 году до 2–3% в 2022 году. Данный прогноз учитывает влияние комплекса мер Правительства по преодолению структурных ограничений, в том числе национальных проектов.
Продолжающееся снижение ставки поддержит рост корпоративного кредитования, а также позволит снизить дефляционные риски. По данным Банка России на 01.01.2020 кредиты нефинансовым организациям составили 33,8 трлн руб, прирост корпоративного портфеля за год составил 1,2%.
Среди основных рисков Банк России отмечает сдержанные потребительские настроения на внутреннем рынке, возросшую волатильность на мировых товарных и финансовых рынках, а также неопределенность последствий коронавируса. Вместе с тем регулятор заявил, что реализация заявленных в январе дополнительных социальных мер не окажет существенного проинфляционного влияния.
Подготовлено по данным Пресс-службы Банка России
13 января 2025 года
9 января 2025 года