В материалах рассматриваются вопросы оптимизации пруденциального надзора и регулирования банковской деятельности, совершенствования системы рефинансирования кредитных организаций, повышения эффективности реализуемых Правительством и Банком России антикризисных мер по обеспечению финансовой стабильности.
С точки зрения Ассоциации «Россия» особого внимания Правительства РФ и регулятора заслуживают следующие предложения:
1. Повысить коэффициент усреднения в целях отчислений в обязательные резервы до 1, что снизит объемы средств, недоступных с точки зрения управления мгновенной ликвидностью.
2. Снизить до близких к нулевым значениям нормы отчислений обязательных резервов по привлечению средств в рублях. Такая мера позволит кредитным организациям высвободить значительный объем ликвидности и повысить возможности по управлению корсчетом.
3. В случае резкого усиления дефицита ликвидности оперативно возобновить выдачу беззалоговых ссуд на модифицированной основе. Важным отличием нового механизма должно стать выделение данного рода ресурсов по фиксированной ставке, а не на основе аукциона. Доступ банков целесообразно ограничить объёмом предоставляемых каждому участнику рынка средств долей его уставного капитала.
4. По аналогии с мерами, принятыми в прошлый кризисный период, ввести механизм так называемого «каскада ликвидности»: гарантирования банкам, имеющим доступ к государственным ресурсам, предоставление кредитов банкам, не имеющим таких возможностей.
5. Ввести механизм рефинансирования под залог пулов ипотечных кредитов, выданных по стандартам АИЖК, под залог пулов кредитов малому и среднему бизнесу, выданных под гарантии Агентства кредитных гарантий, МСП Банка, региональных гарантийных фондов, и имеющих низкий уровень просрочки.
6. Расширить номенклатуру принимаемых в обеспечение нерыночных активов в виде тех кредитов, которые являются приоритетными для государства и самих банков: ипотечные кредиты, ссуды малым и средним предприятиям.
7. В связи с фактическим отсутствием предоставления рефинансирования под залог ссуд, выданных на реализацию крупных инвестиционных проектов, целесообразно снизить критерии отбора инвестиционных проектов и расширить число банков – участников программы.
8. Рассмотреть возможность отсрочки введения показателя краткосрочной ликвидности по крайней мере до 2016 г., а не до 1 июля 2015 г. В соответствии с Положением ЦБ РФ 421-П выпущенные банками долговые обязательства без ипотечного покрытия исключаются из состава ликвидных активов. Это означает отказ крупных банков от покупки, например, корпоративных облигаций, эмитируемых региональными банками. В свою очередь, размещение на ММВБ корпоративных облигаций является едва ли не единственной возможностью формирования среднесрочной ресурсной базы для значительного числа банков.
Подробнее читайте на сайте Ассоциации в разделе "Диалог с регулятором"