В документе, подготовленном Ассоциацией "Россия", в частности, отмечается, что в текущей редакции законопроекта цели и задачи финансового омбудсмена понимаются крайне ограничительно. Также остаются не проясненными место и роль, которые отводятся финансовому омбудсмену в системе органов государственной власти, в системе гражданской юрисдикции и среди специализированных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей - клиентов финансовых организаций.
Обсуждаемый законопроект формирует ситуацию, когда споры решаются не на основании закона, а по усмотрению уполномоченного чиновника. Возникает ситуация, когда выносимые уполномоченным решения не основаны на законе и не соответствуют фактическому составу дела. Вместо фундаментальных процессуальных принципов законности и обоснованности законопроект вводит концепции так называемой аргументированности и разумности. Таким образом деятельность финансового уполномоченного рискует подорвать основы законности и правопорядка в гражданско-правовой сфере.
Крайне важно при доработке законопроекта установить место и роль финансового омбудсмена в системе органов регулирования и надзора на финансовом рынке с учетом готовящихся правительством РФ и Банком России масштабных изменений, отмечается в документе.
Кроме того, принципы деятельности финансового омбудсмена не вполне отвечают закрепленным в международной практике. Сфера действия законопроекта - по видам организаций, видам финансовых услуг и видам правоотношений - нуждается в серьезном уточнении. Большое число замечаний связано с предлагаемой структурой службы финансового омбудсмена, ее правовым статусом, источниками финансирования, а также требованиям, предъявляемым к финансовым омбудсменам.