В ходе анализа были рассмотрены способы эффективной оценки фактического воздействия нормативных актов в иностранных юрисдикциях, а также российские нормативные документы и даны предложения по применению иностранного опыта на российском банковском рынке.
Оценка действующих нормативных актов помогает сделать выводы о способах улучшения разработки и администрирования новых правил. Цикл оценки правовой среды начинается с оценки регулирующего воздействия (ОРВ), которая предварительно оценивает законодательные инициативы, а оценка фактического воздействия (ОФВ) заканчивает исследовательский цикл, анализируя последствия внедрения нормативного акта на практике.
ОРВ и ОФВ – это две процедуры, в рамках которых можно оценить соблюдение баланса интересов заинтересованных лиц. Они применяются в рамках концепции «умного регулирования» («smart regulation»), в основу которого положен ряд принципов, соблюдение которых позволит добиться эффективной реализации государственной политики.
Как показало исследование, в России модель ОФВ реализуется через базовую модель международных практик - публичные общественные консультации и обсуждения. При этом обязанность проведения оценки фактического воздействия установлена для федеральных органов исполнительной власти, у регулятора банковского рынка такой обязанности нет.
Авторы исследования отмечают, что лучшая практика осуществления ОФВ в зарубежных юрисдикциях предполагает участие в соответствующих процедурах не только регуляторов и надзорных институций, но и иных независимых организаций, специализирующихся на составлении стандартов, правил и рекомендаций, осуществляющих внешнюю оценку фактического воздействия. «Такие практики могли бы быть реализованы и на российском банковском рынке, традиционно одним из первых воспринимающих лучшие международные практики регулирования», - говорится в исследовании.
В исследовании также содержится рекомендация о необходимости принятия нормативного акта, который бы устанавливал обязанность проведения ОФВ Банком России своих нормативных актов, в том числе с привлечением институций банковского сообщества.
«Анализ оценки фактического воздействия был проведен по просьбе кредитных организаций для обобщения международного опыта и лучших практик зарубежных юрисдикций. В правовой системе должен быть элемент, который все время оценивает, насколько эффективно работает действующее законодательство. Наличие оценки фактического воздействия - это элемент развитого правопорядка. Думаю, что следующим шагом станет обсуждение методики оценки фактического воздействия», - отметил вице-президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков.