Директор департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина подвела итоги предыдущей стратегии и представила ключевые положения новой стратегии развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы.
Алексей Войлуков отметил качество представленного регулятором документа, в который включены первоочередные задачи, стоящие перед Банком России.
Вместе с тем, опираясь на опрос банковского сообщества, Ассоциация предложила обозначить в стратегии необходимость дополнительной оценки всех инициатив на платежном рынке на предмет их влияния на конкуренцию и развитие платежной инфраструктуры.
В частности, целесообразно выбрать показатели для измерения уровня конкурентности и определить значения, которые нужно будет достичь по результатам реализации таких инициатив как введение института небанковских поставщиков платежных услуг, реализация механизма «универсального платежного адреса», развитие сервисов СБП (в том числе в части возможности перечисления заработной платы и расчетов между микропредприятиями и ИП).
Также для развития конкуренции на рынке платежных услуг Ассоциация выступает за целесообразность определения дальнейших шагов по развитию НСПК и платежной системы «Мир» как самостоятельных, независимых коммерческих структур. «Применение рыночных механизмов по развитию бизнеса НСПК позволит избежать формирования дальнейших неконкурентных преимуществ и может позитивно сказаться на показателях концентрации в секторе», - отметил Алексей Войлуков.
Он также обратил внимание, что для гармоничного развития Платежной системы «Мир» банковское сообщество предлагает активизировать международное продвижение ее карт, в первую очередь, в страны с развитыми национальными платежными системами, а не только в страны ЕАЭС. Взамен приема карт «Мир» можно организовать прием национальных карт соответствующих стран на территории России.
Также с учетом затяжной пандемии во всех странах мира, следует уделить внимание развитию не только торгового эквайринга карт «Мир», но и интернет эквайринга в странах участниках, принимающих эти карты, для возможности осуществлять дистанционные покупки товаров и услуг с использованием этой карты.
В части развития инфраструктуры национальной платежной системы Ассоциация предлагает прописать подробнее понятие института небанковских поставщиков платежных услуг, разделив их на две категории.
К категории нефинансовых посредников отнести организации, которые при оказании услуг не участвуют в переводе денежных средств. К категории некредитных посредников - организации, которые участвуют в переводе денежных средств, но при этом не имеют права открывать корреспондентские счета и счета клиентам.
Еще одним важным для платежного рынка вопросом является применение ценового регулирования, в частности, ограничение межбанковских комиссий. Ассоциация выступает за то, чтобы Банк России обозначил критерии, на основании которых он будет применять инструменты ценового регулирования и прекращать их применение. Так как в отсутствие четких принципов субъекты платежной индустрии не могут стратегически планировать свою деятельность.
Алексей Войлуков также отметил, что развитие удобных доступных сервисов и внедрение инноваций невозможны в отрыве от развития и совершенствования механизмов дистанционной идентификации.
По итогам опроса банков, Ассоциация предлагает отразить в стратегии принципы технологической нейтральности в методах аутентификации клиента. Сейчас они фактически не регулируются, чем во многом и объясняется разнообразие методов подтверждения операций (отпечаток пальца, сканирование лица, одноразовый пароль в SMS, PUSH-коды, генераторы паролей и другие). «Акцент на биометрических способах аутентификации, указанный в стратегии, лишает рынок необходимой гибкости в вопросе выбора технологий», - отметил Алексей Войлуков.
С учетом насыщения рынка безналичных расчетов и выхода на долю объемов безналичных операций в розничной торговле на уровень 70-73% в ближайшие годы, Ассоциация считает целесообразным сместить акценты с задач по продвижению безналичных расчетов на удовлетворённость потребителя, и в первую очередь обеспечения его безопасности и защиты.
«Мы предлагаем сконцентрироваться на развитии законодательного регулирования по защите средств граждан и возможности быстрого и оперативного возврата их денег, похищенных в том числе, с помощью социальной инженерии», - подчеркнул Алексей Войлуков.
3 декабря 2024 года
14 октября 2024 года