Ассоциация банков России предлагает внести изменения в пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, которые позволят исключить взимание налогов с заемщиков, которые ранее получили займы от работодателей в рамках стимулирующих корпоративных социальных пакетов.
Например, с учетом реализации государственных программ льготного кредитования для ипотечных кредитов предлагается полностью исключить взимание налога и удалить из рассматриваемой нормы условие о нахождении заемщика в трудовых отношениях с кредитором. В отношении иных кредитов предусмотреть налогообложение материальной выгоды, только если ставки для работников и третьих лиц отличаются.
Другим возможным решением для таких кредитов могла бы стать формулировка о сравнении уровня ставки с нормируемым показателем (2/3 ставки рефинансирования) на момент заключения договора. При этом необходимо исключить пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ. Указанным мерам предлагается придать ретроспективное действие – с 1 января 2022 года.
В письме также содержится просьба рассмотреть возможность изменения ст.214.2 НК РФ и перехода к использованию среднего значения ключевой ставки Банка России за налоговый период, взамен ее значения, действующего на первое число налогового периода.
Ассоциация банков России отмечает, что на начало 2022 года ключевая ставка Банка России составляла 8,5 процентов годовых. В ситуации более чем двукратного роста ключевой ставки и пропорционального увеличения процентных ставок по банковским вкладам действующий порядок определения сумм налога дестимулирует сбережения значительной части банковских клиентов. В соответствии с предварительными оценками, под данный налог попадут сбережения более чем 10 млн граждан, суммы вкладов которых превышают 400 тыс. рублей.
Еще одна неопределенность налогового законодательства мешает банкам-кредиторам осуществлять поддержку заемщиков, испытывающих финансовые сложности, путем прощения части долга.
В качестве дополнительных мер поддержки банки предлагают заемщикам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, альтернативные способы урегулирования просроченной задолженности. Один из способов реструктуризации кредитов предполагает прощение части долга по выданным кредитам при условии возврата оставшейся части.
Однако существует риск того, что такое прощение долга заемщика не приведет к уменьшению налоговой базы кредитной организации по налогу на прибыль. По смыслу п.2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами признаются только те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Положение Банка России 590-П определяет случаи, по которым признает ссуду безнадежной, но формулировки Налогового кодекса и Положения 590-П совпадают не полностью и часть задолженности, которая прощается по инициативе банка с целью помощи заемщику, попавшему в сложную жизненную ситуацию, может не признаваться налоговым органом безнадежной. Как следствие, она не может быть списана за счет сформированных кредитной организации резервов на возможные потери по ссудам в соответствии с Положением Банка России № 590-П.
В заключение письма Ассоциация банков России просит подтвердить право банков списывать задолженность заемщиков в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Положением Банка России № 590-П при реализации программ реструктуризации (с частичным прощением долга) просроченной кредитной задолженности заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с введением против России международных санкций и пандемией коронавирусной инфекции.
13 января 2025 года
9 января 2025 года