Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Ассоциация банков России обратилась в Минфин и Госдуму с просьбой внести поправки в Налоговый кодекс

1 марта Ассоциация банков России направила письмо в Минфин и комитет Госдумы по бюджету и налогам с просьбой обратить внимание на проблемы, которые и ранее были предметом обращений банковского сообщества, но обострились в текущих обстоятельствах и требуют скорейшего разрешения.

Ассоциация банков России предлагает внести изменения в пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, которые позволят исключить взимание налогов с заемщиков, которые ранее получили займы от работодателей в рамках стимулирующих корпоративных социальных пакетов.

Например, с учетом реализации государственных программ льготного кредитования для ипотечных кредитов предлагается полностью исключить взимание налога и удалить из рассматриваемой нормы условие о нахождении заемщика в трудовых отношениях с кредитором. В отношении иных кредитов предусмотреть налогообложение материальной выгоды, только если ставки для работников и третьих лиц отличаются.

Другим возможным решением для таких кредитов могла бы стать формулировка о сравнении уровня ставки с нормируемым показателем (2/3 ставки рефинансирования) на момент заключения договора. При этом необходимо исключить пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ. Указанным мерам предлагается придать ретроспективное действие – с 1 января 2022 года.

В письме также содержится просьба рассмотреть возможность изменения ст.214.2 НК РФ и перехода к использованию среднего значения ключевой ставки Банка России за налоговый период, взамен ее значения, действующего на первое число налогового периода.

Ассоциация банков России отмечает, что на начало 2022 года ключевая ставка Банка России составляла 8,5 процентов годовых. В ситуации более чем двукратного роста ключевой ставки и пропорционального увеличения процентных ставок по банковским вкладам действующий порядок определения сумм налога дестимулирует сбережения значительной части банковских клиентов. В соответствии с предварительными оценками, под данный налог попадут сбережения более чем 10 млн граждан, суммы вкладов которых превышают 400 тыс. рублей.

Еще одна неопределенность налогового законодательства мешает банкам-кредиторам осуществлять поддержку заемщиков, испытывающих финансовые сложности, путем прощения части долга.

В качестве дополнительных мер поддержки банки предлагают заемщикам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, альтернативные способы урегулирования просроченной задолженности. Один из способов реструктуризации кредитов предполагает прощение части долга по выданным кредитам при условии возврата оставшейся части.

Однако существует риск того, что такое прощение долга заемщика не приведет к уменьшению налоговой базы кредитной организации по налогу на прибыль. По смыслу п.2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами признаются только те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Положение Банка России 590-П определяет случаи, по которым признает ссуду безнадежной, но формулировки Налогового кодекса и Положения 590-П совпадают не полностью и часть задолженности, которая прощается по инициативе банка с целью помощи заемщику, попавшему в сложную жизненную ситуацию, может не признаваться налоговым органом безнадежной. Как следствие, она не может быть списана за счет сформированных кредитной организации резервов на возможные потери по ссудам в соответствии с Положением Банка России № 590-П.

В заключение письма Ассоциация банков России просит подтвердить право банков списывать задолженность заемщиков в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Положением Банка России № 590-П при реализации программ реструктуризации (с частичным прощением долга) просроченной кредитной задолженности заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с введением против России международных санкций и пандемией коронавирусной инфекции.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку