Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Анатолий Аксаков: возможности кредитования Банком России под обеспечение далеко не исчерпаны.

Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков направил председателю Центрального Банка РФ Сергею Игнатьеву письмо с предложениями о внесении изменений в нормативные документы Банка России, направленные на повышение устойчивости банковской системы.

Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков направил председателю Центрального Банка РФ Сергею Игнатьеву письмо с предложениями о внесении изменений в нормативные документы Банка России, направленные на повышение устойчивости банковской системы.

Уважаемый Сергей Михайлович!

Президент Российской Федерации, Медведев Д.А. подписал закон, в соответствии с которым Центральный Банк имеет право предоставлять кредиты без обеспечения на сроки не более шести месяцев российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. При этом перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров.

К сожалению, до сих пор под кредитным рейтингом ЦБ и Минфин понимают исключительно рейтинг, присваиваемый тремя международными (а точнее американскими) агентствами: Moody's, Standard & Poor's, Fitch Raitings. Это в свою очередь приводит к дискриминации российских рейтинговых агентств.

Для того чтобы обеспечить поддержку и выживаемость российских рейтинговых агентств, необходима продуманная политика поддержки этой новой нарождающейся индустрии и разумный протекционизм со стороны государства. Для этого необходимо легитимировать рейтинговые агентства, отделить их от псевдоструктур. Рейтинг российских рейтинговых агентств, присвоенный российским кредитным организациям, должен иметь такую же юридическую правовую силу, как и рейтинги, присвоенные международными рейтинговыми агентствами.

Приветствуя решение о возможности беззалогового кредитования Центральным Банком России кредитных организаций, считаем, что возможности кредитования Банком России под обеспечение далеко не исчерпаны. Для этого необходимо утвердить новую редакцию « Положение ЦБ РФ 312 — П», изменить некоторые иные документы.

Считаем необходимо внести следующие изменения в указанное Положение, а также иные нормативные документы Центрального Банка России:

- Установить, что нормативные документы Центрального Банка вступают в силу с момента опубликования на сайте Банка России, а не через десять дней после опубликования в вестнике Банка России как сейчас.

- Увеличить сроки кредитов с обеспечением до шести-двенадцати месяцев, учитывая, что беззалоговые кредиты предоставляются сроком до шести месяцев.

- Увеличение сроков кредитов до 6 мес. по Положению 312 — П.

(Это дает возможность банкам не только «расшить» текущую ликвидность, но и получить отсрочку для балансировки среднесрочной ликвидности. В настоящее время максимальный срок предоставления кредитов по 312-П составляет 30 дн.)

- Включить в перечень организаций, чьи кредиты (иные требования) предоставляются в обеспечение кредитов Банка России, компании осуществляющие лизинговую деятельность, а также имеющие организационно правовую форму «ООО».

(изменение абзаца 4 п.3.6.4. Положения 312-П).

- Разрешить принять к рассмотрению организации, чьи кредиты (иные требования) предоставляются в обеспечение кредитов Банка России, срок деятельности которых менее 3 лет, но не менее 1,5 лет

(изменение абзаца 3 п.3.6.4. Положения 312-П).

- Отменить требование по взаимному не владению 20% при залоге кредитных требований и др. активов по п. 3.6.2 Положения 312-П

(мотивировка: возможная поддержка акционеров в кризисной ситуации)

-Существенно упростить нормы статистического контроля по организациям, чьи кредиты (иные требования) предоставляются в обеспечение кредитов Банка России

(Такие нормы устанавливает Указание ЦБР 1904-У от 12.11.07, в частности в п.1 этого Указания приводятся критерии по рентабельности продаж, соотношению собственных и заемных средств и т.д. При этом, для оценки используются средние данные по исследуемой отрасли, публикуемые Госкомстатом. Такая оценка, учитывая качество статистической обработки, может существенно искажать фактические данные по отдельным предприятиям.)

Наше предложение: Исключить из Указания 1904-У нормирование показателей по статистической отчетности (средние по отрасли) и дать возможность представителям Банка России выносить мотивированное суждение по представленным от кредитной организации документам. При этом, согласно п. 3.5.6. Положения ЦБР 312-П, кредит принимаемый в залог Банком России должен быть отнесен к 1 или 2 категории качества, согласно Положения Банка России 254-П, тем самым, подтверждая высокое качество заемщика, что также на периодической основе контролируется ЦБ РФ.

Это существенно упростит и ускорит работу представителей ЦБ РФ и позволит оценивать фактическое качество ссуд без механического формализованного подхода.

- Срок рассмотрения документов на предоставление кредитов снизить до 2 дней.

(в настоящее время до 15 дн., согласно Приложению 3 к Положению 312-П)

- ЦБ РФ осуществлять прямое кредитование банков.

(В настоящее время согласно Положению 273-П, для получения кредита в Банке России банки вынуждены искать поручителя (по критериям Положения 273-П).

Наше предложение: исключение лишнего «звена» в виде поручительства третьего банка, при этом снимается риск роста взаимных кредитов, что излишне перегружает систему взаимных расчетов).

- Кредитование Центральным Банком кредитных организаций под залог кредитных портфелей с 50 %- 75 % дисконтом по валовой оценке.

- Предоставить право Главным Управлениям Банка РФ осуществлять прямое рефинансирование коммерческих банков в объеме 25-50% их кредитного портфеля. в качестве обеспечения могла бы, например, выступить переуступка прав требования по кредитному портфелю в целом.

- Предоставление кредитов ЦБ под залог кредитов средним и крупным корпоративным заемщикам для их рефинансирования, облигации которых входят в ломбардный список или имеющих кредитный рейтинг не ниже B- по упрощенной процедуре.

(Положение 273 - П)

- В рамках операций Банка России по прямому РЕПО (ежедневные аукционы) принимать все ценные бумаги, входящие в ломбардный список.

- Включить все валютные еврооблигации удовлетворяющие условиям Указаниям 1482-У, в список по сделкам прямого РЕПО.

(Некоторые ценные бумаги, формально удовлетворяющие 1482-У не включены Банком России в список бумаг, по которым возможны сделки РЕПО с ЦБ РФ).

- Увеличить размеры поправочных коэффициентов, используемых для расчета стоимости обеспечения по «нерыночным» активам на 0,2%.

(в настоящее время установлены на уровне 0,4% согласно Решения Совета директоров Банка России от 17.09.08, до этого уровень был 0,2%).

- Ввести со стороны ЦБ РФ практику котировок сделок SWAP на срок 1-3 года для хеджирования валютных рисков по привлеченным долгосрочным денежным средствам в иностранной валюте. Отрицательную переоценку по хеджированным сделкам с иностранными и российскими контрагентами, имеющими международный рейтинг, отражаемую на балансе, не учитывать в уменьшение капитала банка.

- Расширить круг кредитных организаций, поручительства которых Банк России принимает в обеспечение кредита, выдаваемого коммерческому банку (+ Указание 1904-У).

- Расширить список ценных бумаг, принимаемых в РЕПО до ломбардного списка.

(Положение № 220-П)

- В настоящее время ЦБ заключает сделки прямого биржевого РЕПО на срок овернайт, 7, 14 дней, необходимо для долговых обязательств федерального уровня расширить сроки РЕПО до 1-3 месяцев.

- Снять ограничения, в части уменьшения капитала, на приобретение акций госбанков (ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк)

(Положение №215 — П)

- Необходимо отменить на некоторое время Указание 1904-У, так как данное указание усложняет и затягивает процедуру согласования залога и выдачи кредита.

(Указание № 1904-У)

- Предлагаем привести требования к уровню достаточности капитала кредитных организацией в Российской Федерации в соответствие с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору (Базель II), снизив норматив достаточности капитала с 10% до 8%.

(Инструкция № 110-И; Положение № 215-П:)

- Предлагаем принять решение о временном неприменении к кредитным организациям мер воздействия за невыполнение следующих требований:

- по выявлению, гашению и уничтожению денежных знаков с радиоактивным загрязнением;

- по замене кассовой техники и приобретения счетно-сортировальных машин с функцией распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России.

(3-ФЗ от 22.05.2003 г.; Инструкция № 131-И;Положение № 318-П:)

- Предлагаем исключить кредитные организации из круга юридических лиц, которым вменено в обязанность применение контрольно-кассовой техники.

(54-ФЗ от 22.05.2003 г.;Положение № 318-П:)

А также направляем Вам другие предложения, внесенные в список с дополнительными вопросами, для рассмотрения на встрече 17 октября 2008г

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку