По мнению Анатолия Аксакова, российские банки сегодня крайне заинтересованы в развитии рынка деривативов и, прежде всего, рынка внебиржевых деривативов. По этой причине Анатолий Аксаков поддерживает принятие данного законопроекта.
Анатолий Аксаков отметил, что во втором чтении были внесены чрезвычайно важные поправки, связанные с определением понятия производного финансового инструмента, а также с определениями сделки РЕПО и Генерального соглашения на данных рынках. Соответствующие поправки внесены в закон «О рынке ценных бумаг», таким образом, российский рынок срочных сделок (деривативов) получит не только новый современный режим налогообложения, но и точное законодательное определение правовых сделок.
Анатолий Аксаков уверен, что опасения отдельных экспертов, связанные с развитием рынка деривативов, с возможными негативными последствиями в РФ, беспочвенны.
Он напомнил, что общий объем обязательств российских банков по срочным сделкам (по номиналу) не превышает 2 трлн. рублей, объем соответствующих операций по итогам последнего года снизился более чем в 2 раза. Это составляет не более 10 процентов от общего объема активов российской банковской системы.
На взгляд Анатолия Аксакова, недостаточное развитие рынка деривативов лишает российские банки возможности хеджировать валютные и процентные рыночные риски, что существенно снижает устойчивость банковской системы в целом. Он также напомнил, что общий объем (в номинальном выражении) рынка деривативов в США и Европе в десятки раз превышает размеры активов соответствующих банковских систем. Это означает, что каждый рубль, находящийся на балансе банков, упрощенно говоря, захиджирован в одно и то же время сразу от нескольких финансовых рисков, включая валютный, процентный, рыночный риски, политические риски, риски неисполнения обязательств (кредитные риски).
Таким образом, российские банки находятся в принципиально ином положении, нежели их зарубежные контрагенты. Российская экономика страдает не столько от переизбытка производных финансовых инструментов и избыточного развития срочного рынка, сколько от их недостаточного объема и недоразвития соответствующего рынка, что существенно ограничивает возможности хеджирования.
Анатолий Аксаков обратил внимание на то, что новые поправки в Налоговый кодекс открывают новые возможности не только перед финансовыми посредниками, но и перед компаниями финансового сектора. Так, например, они существенно расширяют возможности так называемого портфельного хеджирования и макро-хеджирования. Это позволит российским экспортным компаниям разрабатывать комплексные программы хеджирования валютных и рыночных рисков, связанных с изменениями кросс-курсов рубля к иностранным валютам, либо с изменениями цен на соответствующие экспортные товары.
По мнению Анатолия Аксакова, принятие нового закона даст мощный импульс для развития рынка РЕПО и рынка внебиржевых свопов. Именно эти сегменты рынка, по его мнению, сегодня являются наиболее востребованными.
Материалы по теме:
Олег Иванов: банкротство банка Lehman Brothers не отразится на российском рынке деривативов