-Как вы относитесь к идее «отдельного» регулирования для регионального банкинга?
- По первому впечатлению, это правильное предложение на сегодняшний момент – с точки зрения некой концептуальности, видения завтрашнего дня, предсказуемости. Я исхожу из того, что это – благо, потому что нам не хватало именно отчетливых действий. Хороших ли, трудных ли для рынка, но ясных и понятных действий – вот этого не хватало. Теперь внятные предложения руководство ЦБ озвучило. Но здесь возникает проблема, которую мы обсуждали на последнем совете Ассоциации региональных банков России.
Мы должны разобраться в сути и деталях идеи регулирования разных уровней. Кстати, нас ЦБ приглашает: давайте обсуждать. Полагаю, сегодня это должно стать ключевой темой на всех площадках, потому что есть много вопросов. С уровнем системообразующих банков относительно ясно – тут проблем не будет как у госбанков, так и у двух-трех частных банков.
Федеральные банки, куда попадают в основном московские кредитные организации, немного напряглись. Говорят: а вдруг этот уровень создан для «слива» (с этим я не согласен, кстати). У региональных банков – свои вопросы. У нас много региональных банков, которые чувствуют себя опорными банками в регионах, много региональных банков, имеющих филиальную сеть вне границ «своего» региона, много региональных банков, которые совершают международные операции и расчеты, за ними стоят многотысячные клиенты. И вот – возможная проблема. Понятно, что раз будет ранжирование, то соответственно будут и ограничения.
Ограничения для региональных банков уже сформулированы: банк должен работать на территории «своего» региона, банк не должен проводить международные операции. А как быть с банками, которые по своей сути стали уже «межрегиональными» и активно обслуживают международные расчеты своих клиентов? Им что же – закрывать офисы в других регионах, отказывать клиентам в обслуживании? Много вопросов. Правда, есть вариант, что в ранг «федеральных банков» попадают банки, которые должны иметь капитал не менее одного миллиарда рублей. Тогда, возможно, ряд вопросов снимается: многие региональные банки могут попасть в федеральный ранг.
Тем не менее, это все нужно обсуждать. Если не будем обсуждать, то регулятор может предложить только свою версию. Например, такую: находишься в регионе – значит, ты региональный банк, поэтому, давай-ка, «обрубайся», ограничивай свои операции и теряй клиентов…
Проблема серьезная, и тут не стоит вопрос о каком-то «сражении» с ЦБ. Центробанк к диалогу готов. В процессе дискуссии с регулятором совместными усилиями мы можем создать действительно гармоничный рынок, на котором будет место для самых разных игроков. Я очень надеюсь, что на эту тему мы будем говорить на сентябрьском Международном банковском форуме в Сочи.
- Не получится, что в результате только первый уровень банков получит доступ к ресурсам Минфина, крупнейших госкорпораций и т.п.?
- Это для нас не новость, это уже происходит. Есть списки системно значимых банков. Их около 30. Они, наверное, и будут системообразующими банками в новой системе регулирования. Число потенциальных партнеров по сотрудничеству с ЦБ, АСВ, Минфином, по ОФЗ, по капитализации – это 27 банков. То же самое по числу банков, имеющих право на обслуживание предприятий ВПК и других системно важных отраслей экономики. Этот список гуляет уже и по ведомствам, есть он и в правительстве, и в Федеральной корпорации МСП. Ничего нового пока мы не имеем.
Да, это проблема. Создана Корпорация МСП. Господин Браверман делает очень много, и его нужно поддерживать. Но он тоже стеснен в своих возможностях. Ресурсы вроде бы кое-какие появляются, и он готов их направлять на кредитование малого и среднего бизнеса через банки, в том числе через региональные банки, которые работают с реальным уровнем малого предпринимательства, которые уже 20–25 лет имеют клиентскую базу как раз именно в лице малых и средних предприятий. Они и есть суть малого предпринимательства в стране. Но если обрубать поток поддержки через региональные банки, то какой тогда смысл? Если оставить идею, что с ресурсами корпорации МСП могут работать только банки с капиталом 50 млрд, то чего можно ожидать? Либо многие предприниматели останутся без поддержки, либо их попросту вынудят отказаться от обслуживания в малых и средних банках и выстроиться в очередь для обслуживания в крупных банках. Значит уровень конкуренции упадет еще ниже.
Наоборот, считаю, ставка в процессе поддержки малого и среднего бизнеса должна быть сделана именно на сеть региональных банков. У нас был хороший опыт работы с МСП-Банком. Там свыше сотни банков были уполномоченными, и они работали в регионах достаточно успешно. Надо как минимум не потерять этот опыт.
- Очень серьезная проблема, на многих мероприятиях в регионах я видел, что она волнует местных банкиров. А какая позиция Федеральной корпорации по развитию МСП?
- У корпорации правильная позиция. Им трудно выбирать партнеров для своих программ. Непонятна ситуация с оценкой того или иного кредитного учреждения, потому что каждую неделю идут отзывы лицензий, и я понимаю господина Бравермана, на котором лежат высокие риски. Никто не хочет ходить по прокуратурам и отчитываться за то, что случилось с казенными деньгами. Поэтому Корпорация обращается к Центробанку: расширьте список, оцените риски, вы же в еженедельном режиме ведете мониторинг оценки состояния того или иного кредитного учреждения и, кроме вас, ни у кого такой информации нет. Корпорации нужно больше взаимодействовать с ЦБ. Надо снижать уровень требований к капиталу банков, чтобы вовлекать их в программы поддержки малого и среднего предпринимательства через корпорацию МСП, но при этом грамотно оценивать риски.
- Кроме идеи разноуровневого банковского регулирования какие, на ваш взгляд, актуальные вопросы могут быть вынесены на традиционный банковский форум в Сочи в преддверии нового делового сезона?
- Надо отталкиваться от сегодняшней жизни, от земли, как говорится. На мой взгляд, это очевидные проблемы – снижение доходности всего и вся. Причины, решения, предложения. Увеличение затрат на капитал – очевидная проблема. Большая стоимость денег – проблема. Соответственно мы видим резкое ограничение количества выдаваемых кредитов и их качества. И количество клиентов банков уменьшается, потому что повышаются надзорные требования. Хотя со многими клиентами банки десятилетиями работали и их счета держит. Резервирование. Вот эти проблемы – главные, сущностные. Если мы их не решим, банковский бизнес будет деградировать.
Еще одна тема – так называемое мотивированное профессиональное суждение. Мы не возражаем, чтобы ЦБ имел профессиональное суждение, но мы не понимаем, почему профессиональное суждение должно однобоко восприниматься? Профессиональное суждение у участников рынка может быть? Не только может, но и должно быть. Регулятор и кредитные учреждения – равные стороны диалога. Профессиональное суждение имеет право применять специалист ЦБ, согласен. Но при этом кредитное учреждение должно иметь процедуру и порядок апелляционных обращений, чтобы встречные профессиональные суждения со стороны специалистов кредитного учреждения тоже были услышаны надзором. Вот этого не хватает.