Александр Мурычев: «Россия вошла в период стагфляции»

В своем выступлении на банковском форуме в Сочи председатель совета АРБР, вице-президент РСПП Александр Мурычев обратился к опыту соседей. Он отметил, что на протяжении 2012 года мировая экономика продолжает испытывать влияние глобального экономического кризиса. Становится понятно, что проявления кризиса по-разному затронули развитые и развивающиеся страны, в том числе – Россию.

BR4_1000

По странам «Большой семерки» (без России) характерно проявление замедления совокупного спроса на фоне роста плохих долгов, снижения деловой активности, роста социальных бюджетных обязательств и, как следствие, роста премии за риск. Параллельно развивается кризис доверия - инвесторы и финансовые посредники испытывая недоверие к источникам информации, не понимая дальней перспективы развития экономики, стараются держать повышенную ликвидность в ущерб доходности. Такие стратегии уже приводят к реальным отрицательным процентным ставкам, что негативно влияет на деловой климат, устойчивость банковской системы.

В целом по странам Евросоюза спад ВВП за 8 месяцев 2012 года - 0,2%, инфляция в зоне евро - 2,4% (ожидается 2,6%), номинальная процентная ставка - 0,75%, реальная процентная ставка (отрицательная) - в пределах минус 1,5%.

Банковская система стран Европы испытывает сложности с показателем достаточности капитала в преддверии введения требований Базеля 3 - отсюда поспешный, иногда панический, выход из активов развивающихся рынков, в частности из России. Проведенное европейским регулятором стресс-тестирование банковских систем стран Евросоюза показало, что для большинства крупных банков порог чувствительности по достаточности капитала наступает при уровне достаточности 10%, в то время как средний уровень достаточности по странам Европы составляет сейчас около 8,5%. При таких цифрах понятно, что Базель 3 - это макроэкономический ответ на кризис доверия - сокращение кредитования во имя устойчивости банковской системы в целом. Так, например, объём заимствований банковской системой Испании составил 375,5 млрд. евро у ЕЦБ в июле, поставив рекорд в этой области. Это около трети всех средств, выданных ЕЦБ банкам еврозоны.

По словам Мурычева, согласно статистике ЕЦБ в Европе уже второй год продолжает развиваться кризис доверия - при фиксации и даже падении ставки привлечения ресурсов, ставки кредитования растут. Он считает, что скорых побед ожидать не приходится, вместе с тем, необходимо обращать внимание на качественные изменения в экономике Европы, стремление к удешевлению источников энергии, снятию барьеров для перемещения трудовой силы, унификации налогового законодательства, стимулирование малого и среднего бизнеса там, где для этого есть хорошие предпосылки, борьба с бюрократией и излишним регулированием экономики (в Италии и Испании), сокращение трат на госсектор и выход государства из нерентабельных секторов экономики.

Ситуация в России в целом описывается термином стагфляция - стагнация экономики при росте инфляции, отметил Александр Мурычев. Уровень инфляции в России на 1 августа 2012 года составляет 7,05% в годовом выражении. Характерным является усиление оттока капитала, в долгосрочной перспективе этот отток может негативно отразится на стабильности счета текущих операций. При стабильном, около $130 млрд. ежеквартальном притоке валюты от экспорта, расходы на импорт возрастают (с $71 млрд. в первом квартале 2012 года до $82 млрд. во втором). Увеличивается чистый долг частного сектора, сокращается поток прямых инвестиций (с $11 млрд. в первом квартале до $5,6 млрд. во втором квартале), выводятся прибыли иностранных инвесторов без реинвестирования в экономику России. Третий квартал 2012 года начался с замедления экономики – вслед за производственным сектором очередь дошла до частного потребления. В июле к торможению в производстве и инвестиционной активности добавилось замедление роста потребительского спроса из-за ускоренной инфляции, рост экономики номинально близок к 3%, реальный рост промышленности, скорректированный на инфляцию и сезонный фактор, был нулевым.

Совокупные активы кредитных организаций за второй квартал практически не выросли (колеблются с начала 2012 года около 44 трлн. рублей). Кредитные организации снижают темпы кредитования корпоративных заёмщиков (Совокупная задолженность - на уровне 19 трлн. рублей) при одновременном росте просроченной и плохой задолженности (от 800 млрд. на 1 января 2012 года до 1 трлн. на 1 августа 2012 года). Увеличивается доля кредитования физических лиц в совокупном балансе. При этом ресурсная база банков остаётся, по большей части краткосрочной, что оказывает давление на ликвидность. Центробанк России начинает замещать короткие средства, впрыскиваемые в банковскую систему, более длинными. При этом ЦБ стал более активно кредитовать банки под залог нерыночных активов. К ним относятся векселя, права требования по кредитным договорам, а также поручительства других кредитных организаций. Текущая задолженность игроков перед регулятором в рамках таких сделок достигла рекордных 670 млрд. рублей, что почти вдвое больше показателей на начало года (на 1 января – 375 млрд.). Это максимальный уровень с весны 2009 года.

Однако Александр Мурычев полагает, что реальная оценка ситуации не означает абсолютного пессимизма. Он заметил, что развала не будет и в целом банкинг России вполне работоспособен.

Основные предложения председателя совета АРБР по сегодняшним путям развития банковской системы России изложены в его программной статье «Скорых побед ожидать не приходится», публикуемой 6 сентября на портале Bankir.Ru.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку