На его взгляд, первоочередная задача ближайших 2-3-х лет – это создание эффективного механизма роста инвестиций, российских и иностранных, считает Александр Мурычев.
Решение этой проблемы требует учета комплекса известных факторов - институциональных (развитие конкуренция, улучшение инвестклимата, сокращение бюрократических барьеров), макроэкономических (снижение инфляции, снижение курса рубля, состояние бюджета, резервов, управление денежным предложением), стимулирования развития банковской системы, финрынка, предприятий.
В условиях достаточно нестабильной в ближайшие годы внешней среды проведения модернизации (выборы в Госдуму, выборы Президента, проведение крупнейших международных спортивных и внешнеполитических мероприятий) государство должно усилить свою координирующую и институциональную роль в решении проблемы роста инвестиций.
Проекты, не создающие добавленную экономическую стоимость, должны исчезнуть из практики финансирования с господдержкой. Для целей более активного вовлечения банков в кредитование экономики, необходимо внедрить комплекс стимулирующих мер для расширения долгосрочной ресурсной базы банков и стимулирования инвестиций населения. Но даже при таком ресурсном потенциале российских банков возможны меры, стимулирующие рост кредитования проектов и программ развития российских предприятий.
Александр Мурычев перечислил некоторые из возможных мер практического характера:
- увеличение гарантируемого государством объема вкладов населения при их размещении на срок более 3-х лет (пока объем депозитов населения и реального сектора на срок более 3-х лет составляет всего 1 трлн. руб.);
- освобождение от налогов доходов физических лиц, инвестирующих в российские ценные бумаги на срок более 3-х лет;
- повышение капитализации российских институтов развития за счет размещения в них (прежде всего в ВЭБе и РВК) части средств Резервного фонда и ФНБ;
-освобождение от налогов доходов физических лиц, направленных на финансирование венчурных стартапов (деятельность бизнес-ангелов).
- ввести – безотзывные вклады; расширить практику использования госгарантий и проектов ЧГП.
Очень важно, меры стимулирования длинных пассивов и роста кредитования банками рассматривать в тесной связи с мерами, предусматривающими экономические стимулы для предприятий к повышению рентабельности их работы, и, следовательно, повышающими их заинтересованность в кредитовании проектов своего развития, отметил Александр Мурычев. Он считает, что к числу таких мер можно отнести:
- устранение устаревших непрозрачных и избыточных требований и норм о промышленной безопасности, о промышленной экологии, страхованию опасных объектов, что может обеспечить экономию до 300 млрд. руб. ежегодно;
- освобождение от налога на имущество (на срок 2-3 года) нового технологического более производительного оборудования, внедрение амортизационной премии и др.;
- освобождение от налога на прибыль той ее часть, которая направлена на модернизацию и осуществление инновационной программы предприятия.
Но главное - это расширение и повышение эффективности деятельности наших институтов развития и прежде всего банка развития - ВЭБа по двум направлениям.
Первое. Институциональное развитие этих организаций, создание новых, в том числе дочерних организаций, содействующих привлечению не только иностранных инвестиций, но и отечественного частного капитала (Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Российский фонд прямых инвестиций, развитие деятельности РосБР по поддержке МСП).
Второе. Институтам развития для принятия напряженных стратегий и планирования своей деятельности необходимо увеличение уставного капитала или формирование долгосрочных источников пополнения своей капитальной базы (как это сделано в Бразильском банке развития).