Михаил Гапонов: стратегическое направление развития для нас – это малый и средний бизнес

28/02/18 15:28

Выступление заместителя председателя Совета Ассоциации банков России, председателя правления банка «Ассоциация» Михаила Гапонова

Выступление заместителя председателя Совета Ассоциации банков России, председателя правления банка «Ассоциация» Михаила Гапонова на Межрегиональном банковском совете при Совете Федерации

Говоря о развитии конкуренции, должен сказать, что не разделяю алармистских подходов и популярной сегодня точки зрения об отсутствии возможностей развития бизнеса для малых и средних банков. Небольшие финансовые структуры переживают сегодня не самые простые времена. Очевидно, что в конкуренции за самых выгодных клиентов: предприятия с госсобственностью, госкорпорации, крупнейшие вертикально интегрированные компании, мы проиграем лидерам рынка. Также, как и в массовом секторе в столицах и крупнейших областных центрах. Здесь успех будет всегда на стороне больших батальонов.

 В этой связи нам действительно критически важно ясно представлять свою бизнес-модель, четко осознавать конкурентные преимущества и проблемные точки. В частности, мы вполне конкурентны, развивая доступность банковских услуг в районных центрах, взаимодействуя там с муниципалитетами, с малым и средним бизнесом, с сельхозпредприятиями, и просто обслуживая население.  При этом наш опыт, а у банка «Ассоциация» в Нижегородской области самая большая сеть классических дополнительных офисов в районах (кстати, все прибыльные), показывает, что вопреки распространенному мнению, классический банкинг там вполне востребован. Более того, нельзя сбрасывать со счетов фактор личного общения с банковскими работниками, это в районах особенно важно.  И в этом смысле, переход лидеров рынка на терминалы и обслуживание через смартфоны и интернет-банки, помог нам укрепить свои позиции в сельской местности. Другие объективные преимущества небольшого банка – индивидуальный подход и оперативность в принятии решений, здесь тоже срабатывают в полном обьеме.

Да, управлять такой сетью трудозатратно. Чтобы реализовать свои конкурентные возможности, приходится работать практически в ручном режиме. Я сам 3-4 рабочих дня в месяц трачу на поездки по области, чтобы на месте разбираться в неизбежно возникающих проблемах, общаться с клиентами, оперативно принимать нужные решения. Но ничего в этом страшного нет, работа и не должна быть простой, работы и не должно быть мало. Повторюсь, надо осознавать свои преимущества и исходя из них строить бизнес-модель.

Конечно, стратегическое направление развития для нас – это малый и средний бизнес. И здесь в последние годы государством для развития конкуренции сделано немало. Я однозначно положительно и высоко оцениваю и Программу стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса Корпорации МСП, и программу Минэкономразвития по предоставлению субсидий по кредитам МСП – так называемую программу 6,5. Считаю, что этим уполномоченным органам, во взаимодействии с мегарегулятором, удалось создать действительно эффективные и конкурентные инструменты. Теперь бы еще нам всем вместе научиться бы противостоять попыткам эту конкуренцию ограничить.

Я имею в виду попытки отдельных министерств и ведомств вводить собственные ограничения на финансовых рынках. Если бы это касалось размещения государственных средств – это было бы объяснимо политикой снижения рисков. Нет, речь идет, в частности, о компенсации хозяйствующим субъектам процентов по кредитам, полученным только в ряде банков по списку.

Убежден, что политику в этом случае должен определять исключительно мегарегулятор – это его полномочия, а наша задача готовить экспертные заключения, консолидировать точку зрения профессионального сообщества и всем вместе способствовать развитию конкуренции на финансовом рынке.

И наконец, важнейшая для нас тенденция последнего времени, о которой Банк России говорит совершенно однозначно– это переход, как к главному критерию при оценке качества банков, от размера капитала к значению рейтинга.  Думаю, что национальная рейтинговая индустрия созрела для того, чтобы ей доверять. Мне не представляется избыточной существующая нормативно - регуляторная нагрузка на банки: чтобы получить оптимально высокий рейтинг, все требования Банка России и так необходимо исполнить - не только потому, что это с нас требуют, но и потому, что это объективно способствует повышению качества бизнеса.

Но тогда следовало бы использовать рейтинговые оценки, причем какую-то пропорциональную шкалу и при определении параметров допуска банков к работе с бюджетными средствами различных уровней и средствами государственных предприятий.  Более того, его необходимо учитывать и при подготовке подзаконных актов к активно обсуждаемым сегодня законопроектам – например, об участии в долевом строительстве.

Убежден, что этот подход способен оказывать положительное влияние на развитие конкуренции на банковском рынке, более эффективно использовать компетенции и возможности лучших малых и средних банков в социально-экономическом развитии нашей страны.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER