Комитет Ассоциации «Россия» по оценке и кредитным рискам совместно с компанией НЭО Центр провел второе заседание, которое было посвящено наиболее острым вопросам правового регулирования отношений в сфере проектного финансирования.
С докладами выступили авторы текста проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации (в части развития проектного финансирования) заместитель директора департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Ростислав Кокорев, партнер Адвокатского бюро «Линия права» Дмитрий Соболев.
В ходе развернувшейся дискуссии Ирина Никонова высказала два основных замечания по представленному законопроекту. Она уверена, что в законопроекте должно быть введено определение проектного финансирования, и уточнены цели номинального счета, который открывает проектная компания.
«Проектное финансирование - это многоинструментальная форма финансирования, специально созданная для реализации проекта компании, при котором основным источником расчетов с кредиторами и инвесторами являются будущие денежные потоки проекта, генерируемые самим проектом, а также будущие, создаваемые в результате реализации проекта, активы», - настаивала на этом определении эксперт.
Номинальный счет задуман авторами законопроекта, как механизм, защищающий денежный поток по сделке. Он позволяет перенаправить часть выручки от деятельности проектной компании на счет, с которого будут производиться выплаты кредиторам. При этом владельцем денежных средств на номинальном счете будет управляющий залогами, а не проектная компания.
«Когда номинальный счет открывается какой-то организацией, а на нем активы, ценные бумаги или деньги принадлежат другому юридическому и физическому лицу, это к проектному финансированию никакого отношения не имеет, - уверена Ирина Никонова. - Пока у нас не будет номинального счета, по типу эскроу-счета, как это принято в международной практике, то отследить эффективность использования и отсутствие увода денег в рамках проектного финансирования очень сложно».
Особенность эскроу-счета в том, что он открывается в определенном банке проектной компанией, реализующей проект. И все денежные потоки проекта проходят только через этот один счет. Предоставленные кредиты, приток и отток денег, операционная деятельность, инвестиции – все идет через один счет. Платежки на перечисление денег поставщикам или на возврат кредитов подписываются не только директором и бухгалтером проектной компании, но и агентом-контролером банка, где этот счет открыт. «Такой счет позволяет увидеть какая выручка приходит, какие налоги платятся, что остается для расчета с кредиторами, что остается акционерам», - пояснила Ирина Никонова.
Она отметила, что введение новых финансовых инструментов, предложенных законопроектом – это большой шаг вперед в развитии проектного финансирования в России.
Вместе с тем, Ирина Никонова обратила внимание на то, что авторы законопроекта изначально сфокусировались на банкротстве проектной компании и все силы направили на защиту прав кредиторов, вместо того, чтобы уделить пристальное внимание механизмам защиты денежных потоков проекта и, соответственно, укреплению позиций всех участников проектного финансирования, включая акционеров и прямых иностранных инвесторов.
«Проектное финансирование - это новый институт в нашем законодательстве, и естественно, в предложенном законопроекте существует недосказанность, которую мы и должны восполнить, - отметил в своем докладе старший юрист консалтинговой компании «НЭО Центр» Роман Волынский.
Авторы законопроекта поблагодарили участников заседания за предложения по формулировкам и активную работу по совершенствованию законодательства.
13 января 2025 года
9 января 2025 года